Экономика

«Чиновники от IT перенимают практики сокрытия данных, чтобы падение отрасли не выглядело особенно заметным»

Вашы грошы – о том, как расцвел и завял IT-сектор Беларуси.

Статистика IT сферы Беларуси похожа на двуликого Януса. С одной стороны, она показывает некоторые благоприятные тенденции. Но если посмотреть с другой стороны, то можно будет увидеть глубокий, обещающий быть долгосрочным кризис. Как два таких разных трека уживаются в рамках одной отрасли?

Тезис о том, что IT сфера Беларуси была вскормлена президентской грудью, представляется весьма спорным. А вот то, что это одна из немногих сфер, которая стала жемчужиной и гордостью беларуской экономики — безусловная правда. Только вот развилась она не благодаря поддержке чиновников, а, скорее, вопреки ей.  

Сейчас некоторые показатели информатизации Беларуси выглядят весьма оптимистично. Кажется, ни 2020 год, ни 2022 ничуть не остановили позитивных тенденций, а санкции и даже отток кадров не повлияли на долгосрочный цифровой тренд. Так, число абонентов сети интернет выросло в 2023 году к 2019 году на 5,9%, в том числе среди юрлиц на 16,1%, а среди населения на 4,4%.

В результате количество абонентов сети Интернет на 100 человек населения за этот же период выросло с 139 до 151 или на 8,6%. Самые современные трафики во всей красе.

Но есть и другие стороны медали. Чтобы понять, что в отрасли не все так радужно, достаточно обратить внимание на отсутствие данных по эффективности ПВТ за 2023 год или на то, что детальные данные объема экспорта услуг, где важную роль играют компьютерные услуги, Белстат уже не публикует.

Ну а валовая добавленная стоимость в отрасли стремительно сокращается уже два года подряд. Судя по тому, про ситуацию в ИТ власти говорят или хорошо, или ничего, сомневаться в истинном положении дел не приходится.

В чем, собственно, был и остается феномен IT в экономике Беларуси? Из-за того, что данная сфера требует глубокого понимания особенностей передовых технологий, в её развитии чиновники принимали скорее опосредованное участие, наверняка не до конца понимая специфику.

Однако допускали и даже содействовали её развитию, потому что наглядно видели — данная сфера генерирует прибыль. А это уже понятная характеристика.

К тому же, за счёт того, что данная сфера беларуской экономики работала главным образом на потребителя с внешнего рынка, она никак не затрагивала интересы других местных отраслей.

Более того, за счет внедрения современных разработок развился банковский сектор и торговля, получили свои выгоды промышленность и даже сельское хозяйство. 

Все поменялось после 2020 года, когда социально-политический кризис выявил неприятные особенности ИТ-сферы для командно-административной экономики. Во-первых, она оказалась независимой, во-вторых, крайне подвижной. Благодаря этому сфера смогла эффективно противодействовать нарастающему силовому давлению.

Компании сумели релоцироваться и даже перевести штат сотрудников. Решить вопрос кнутом не получилось, а что касается пряника, то социальные пакеты и гарантии государства тут не работают.  

О том, что с IT что-то пошло не так, сейчас свидетельствует:

  • ухудшение внешнеторгового сальдо;
  • продолжающийся отток кадров;
  • очевидная стагнация IT сферы в данных о ВВП.

Пусть не явно, но не менее красноречиво об IT сфере говорит и статистика ПВТ. Администрация парка очень уклончиво сообщает об итогах 2023 года, а итоги 2022 года приходится даже складывать с прошлогодними, чтобы падающая динамика новых резидентов не выглядела совсем провальной. 

Экспортная выручка резидентов за 2022 год оказалась ниже, чем за 2021 год, а c 2023 года ее объем и вовсе не приводится. Словом, если ранее иные отрасли перенимали передовые идеи IT сферы, кооперировались с ней в надежде на рост, то сейчас чиновники от IT перенимают практики сокрытия данных, давно распространенные в прочих сферах, чтобы падение отрасли высоких технологий не выглядело особенно заметным.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(8)