«Ждем появления Лукашенко, который расскажет о том, что А-50 можно было спасти… Как в Мачулищах»

Что все-таки произошло с российскими самолетами над Азовским морем? Мнения, реакции.

История со сбитием над Азовским морем российского самолета-разведчика А-50, в также повреждении самолета Ил-22М становится все более загадочной. Пока конкретной информации относительно того, как это произошло, нет, эксперты пытаются понять, чьих же рук это дело — ошибка российского ПВО или же результат работы Воздушных Сил Украины.

Главнокомандующий украинской армией Залужный уже официально подтвердил информацию об уничтожении самолетов и поблагодарил Воздушные Силы “за прекрасно спланированную и проведенную операцию в Приазовье”.

— Воины Воздушных Сил ВСУ уничтожили вражеский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный пункт управления противника Ил-22, — написал Валерий Залужный.

А вот российское руководство, как оказалось, вообще ничего не знает об «инциденте». Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Кремль «не располагает информацией о том, чтобы какие-либо российские самолеты были сбиты украинскими силами».

— Ни секунды не было сомнений именно в таком ответе, — пишет российский публицист Анатолий Несмиян. — Нюанс в том, что самолет А-50 — это штука даже более значимая, чем «Сатана» в шахте. И поверить в то, что «Кремль не располагает…» — просто чушь. В такой ситуации отказ от прямого опровержения эквивалентен подтверждению. Поэтому Песков и перепасовывает военным. Но выглядит это всё равно слишком по-детски. «Я в домике».

Аналитик также напоминает, что стоимость А-50 — почти полмиллиарда долларов.

— Но тут вопрос не только в деньгах. Практически нереально, чтобы сегодня построить новый. СССР, конечно, только галоши мог строить, но нынешние даже это не тянут. Как говорила внучка Брежнева: вам даже покрасить то, что мой дед построил, не получится.

Собрали и другие мнения по поводу «инцидента» с российскими А-50 и Ил-22 над Азовским морем.

Александр Коваленко, украинский военно-политический обозреватель:

— Сейчас российские паблики весьма активно разгоняют пояснение данного ЧП, мол это был «friendly fire» и не сработала система «свой-чужой». И, в целом, этой версии вполне могло бы вериться, ведь российское ПВО только в 2023-м сбило над временно оккупированными Запорожской и левобережной Херсонской областями несколько своих бортов тактической авиации и ударных вертолётов Ка-52.

Но есть нюанс...

Дело в том, что пункт управления/самолет-ретранслятор Ил-22 и ДРЛО А-50 день за днём, второй год подряд, летают одними и теми же маршрутами, с целью обеспечения устойчивости связи, контроля воздушной обстановки и управления оперативно-тактической авиацией.

День за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, Ил-22, обычно до 6 бортов, поднимались с аэродромов «Ахтубинск», «Ростов-на-Дону», «Мариновка» в воздушное пространство и пролетали над Воронежской, Ростовской, ВОТ Луганской, Запорожской областями и в том числе над Азовским морем.

Аналогично и А-50, обычно до 4 бортов, поднимались с аэродромов «Ахтубинск», «Анапа» и «Крымск» и поочередно заходили на дежурство в воздушное пространство над акваторией Азовского моря.

То есть, даже с неработающей системой «свой-чужой» эти самолёты должны были быть визуально на радарах операторов ПВО как свои. К тому же, самолёт таких размеров, его скорость и высоту полёта, невозможно спутать, например с ракетой или истребителем противника.

Если это и был «friendly fire», то он войдёт в мировую историю войн и конфликтов как самый громкий facepalm. Если же нет... То это очень уникальный случай во всё той же мировой истории войн и конфликтов. Два, настолько уникальных самолёта были «приземлены» в настолько глубокой тыловой зоне...

Perfectum supplicium!

Юрий Христензен, украинский аналитик:

— Самолеты были атакованы в районе поселка Кирилловка Запорожской области и села Стрелковое в Херсонской области. По карте это около 150 км до ближайшей точки, контролируемой ВСУ.

У Украины нет на вооружении средств поражения такой дальности.

Получается, что ВСУ научились доставлять зенитные ракеты на многие десятки километров вглубь оккупированной территории. По земле, воде или по воздуху.

Либо самолеты атаковали ВС РФ. Например, вагнеровцы во время бунта сбили один ВзКП Ил-22М.

Либо прилетели марсиане.

Либо произошел полтергейст.

Потому что не бывает такого, что оружия нет, а атакованные самолеты есть.

Ян Валетов, украинский публицист:

— Тут вражеские публики пишут, что Украина к сбитию/подбитию бортовой отношения не имеет.

В принципе, если они все во главе с Путиным застрелятся без нашего участия, я возражать не буду.

Очень удачно самоликвидировали два борта, один из них стоимостью от 330 миллионов долларов?

Отлично.

Вместе с экипажем?

Превосходно.

Второй борт едва дотянул до полосы? С убитыми и ранеными на борту?

Ну, чуток похуже, но тоже сойдет.

Российское ПВО? Не мы?

Молодцы, небратья! Отлично отстрелялись! Спасибо за сэкономленый боеприпас! Продолжайте в том же духе!

Все сами! Сами! Своими кривыми ручонками!

Сергей Ауслендер, военный журналист:

— Вся эта история с двумя самолетами, один сбит, другой поврежден «огнем с земли» над Азовским морем, для Орды в точности укладывается в термин «lose-lose situation». С какой стороны не посмотри.

Вкратце — летающий радар А-50 сбит, летающий командный пункт Ил-22М поврежден.

Если украинцы. Значит, обзавелись каким-то оружием, которое позволяет поражать подобные цели. Плохая новость для российских летчиков.

И ладно бы сбили истребитель или бомбардировщик — такое на войне бывает, сколько их уже насбивали. Но А-50 — самолет, который видит ВСЕ в радиусе 300-400 км и к которому вообще, в теории, ничем и никак не подобраться. Ранее считалось, для того чтобы уничтожить такую машину, нужен минимум истребительный авиаполк, и то — не факт.

В зону действия ПВО А-50 вообще не войдет, дальность действия его радара значительно превышает любую дальность любых зенитных ракет, всякую угрозу видит задолго до того, как она вообще становится угрозой, на борту станция постановки помех с такой мощностью, что положит любые радары и любую связь в радиусе десятков км.

Если «дружественный огонь». Тут, по идее, еще хуже. Оставим систему «свой-чужой», это само собой. Но расчеты ПВО (а есть версия, что самолет завалили доблестные зенитчики из охраны Крымского моста), должны как бы различать цели. Цели класса F-16 например, от целей класса «большой транспортный самолет», а А-50 — это здоровенный Ил-76, плюс огромный гриб радарной антенны, отличаются как носорог от котенка и перепутать их (опять же система «свой-чужой») можно только ВООБЩЕ не имея никакой квалификации. Ну, летающий командный пункт — тоже большой и заметный самолет. У украинцев таких нет и пока не предвидится.

Но в Орде, похоже, решили двигать все-таки вторую версию, иначе (у ВСУ появилось нечто, с чем совершенно нечем бороться) получается совсем грустно. Или скажут «техническая неисправность» — это вообще на все случаи жизни.

Ник и Майк:

— Уничтожение вчера роzzийского А-50 — очень многосторонний кейс с долгоиграющими последствиями.

Это первый самолёт такого класса, потерянный «в бою». Мы взяли в кавычки, потому что до зоны боевых действий самолёту ДРЛО сотни километров. Сам он должен «видеть» все потенциальные угрозы, а самолеты прикрытия и своя же ПВО должна исключить возможность поражения.

А это значит, что у Украины появились новые вооружения, о появлении которых не узнала разведка врага. Впрочем, мы полагаем, что до недавнего времени разведка черпала основные сведения из сообщений прессы с временным лагом, необходимым на перевод. И вооружение не только новое, но и эффективное против целей, которые ранее считались недоступными.

А-50 напоминает крейсер «Москва». Дело не только в огромной стоимости - 350-500 млн долларов, но и в уникальности цели. Самолётов аналогичного типа у роzzии всего было меньше 10. Сколько в строю, никто не знает, но точно не все (здесь вспомним и случай в Мачулищах – тогда был поврежден аналогичный самолет). Каждый с уникальным экипажем, на подготовку которых были потрачены года работы и миллионы долларов.

Залатать образовавшуюся дыру в воздушной разведке и наведении будет не просто, так как для этого нужно будет оголить какой-то другой участок. Плюс летать придется на еще большем удалении, что снизит эффективность «работы». Насколько дальше, тоже не понятно – 5 или 100 километров? А это огромная разница.

Как вариант – вернуться в Беларусь, где роzzийские войска чувствуют себя лучше, чем в Белгороде или Курске. Но это в воздухе. Никто не гарантирует абсолютную безопасность на земле. Опять же вспоминаем про Мачулищи.

А ещё агрессору нужно выяснить, что и как прилетело в «недосягаемый» борт. Газетные вырезки здесь не помогут. И что бы это ни было, это очередной приговор «аналоговнетам» из прошлого века.

Война в воздухе начинает напоминать войну на море. Там Украина без ВМС уничтожила значительную часть регионального флота «морской державы», а его остатки прячутся все дальше и дальше от зоны боевых действий. Здесь – Украина, чьи ВВС и ПВО были 100500 раз уничтожены, продолжает наносить невозможный и неприемлемый ущерб авиации противника, вытесняя ее дальше за эффективный радиус.

Если подтвердится уничтожение еще и самолёта управления Ил-22, а также уничтожение десятков самолётов и вертолетов на земле накануне, то эта неделя точно будет «черной» для агрессора.

Александр Фридман, аналитик:

— Ждем появление Лукашенко, который расскажет о том, что А-50 можно было спасти…Как в Мачулищах.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.8(89)