Филин

Сергей Василевский

«Задумывались, сколько стоит заправить танк Т-72, который по бездорожью сжигает до 260 л солярки на сотню километров?»

Чему научатся беларусские военные во время бессрочных учений. И во что нам обходится этот учебно-боевой марафон.

Тут и далее фото Минобороны Беларуси

22 сентября в Беларуси стартуют очередные военные учения. Они продлятся пять дней на полигонах, расположенных на территории Брестской, Гродненской и Минской областей.

К участию в маневрах привлекается территориальная оборона, в том числе и народное ополчение.

В Минобороны сообщают, что при разработке учений учитывался «опыт современных вооруженных конфликтов». Цель маневров — совершенствование уровня готовности органов военного управления оперативных объединений в обеспечении непрерывного управления подчиненными силами и средствами в ходе ведения боевых действий.

В свою очередь командующий Объединенными силами Украины Сергей Наев сообщает, что на белорусских учениях «будут привлечены пять полигонов, авиация и общевойсковые подразделения».

Отметим, что военные учения в Беларуси за последние годы стали обыденностью. Такого их количества и интенсивности страна не знала за все годы независимости.

В связи в этим Филин предлагает вспомнить, как начался этот учебно-боевой марафон. И во что маневры обходятся экономике и репутации страны, а также их непосредственным участникам.

На годы вперед

Судя по всему, старт был дан три года назад. 14 сентября 2020-го на встрече с Путиным Лукашенко сделал важный анонс:

— Мы ни у кого не должны спрашивать, проводить или не проводить у нас учения. Мы проводили и будем проводить. Кто-то хочет, пусть присоединяется к этим учениям, кто-то не хочет, пусть не делает этого.

Я думаю, что, Владимир Владимирович, вы дадите команду министру обороны России, а наш министр уже получил такую команду: мы спланируем на годы вперед эти учения, будем их конкретизировать. И малые, и большие учения мы должны проводить.

От маневров ко вторжению

Итог совместных военных учений «Союзная решимость — 2022» стал поворотным моментом в истории современной Европы, если не всего мира. Вопреки заверениям беларусских высокопоставленных чиновников российские войска не покинули территорию Беларуси после завершения маневров 20 февраля 2022-го.

Спустя четыре дня они участвовали в широкомасштабном нападении на Украину. Тот факт, что вторжение происходило с территории нашей страны, а также то, что отсюда велись ракетные обстрелы украинских городов, а российских солдат лечили в беларусских госпиталях, послужил поводом признать Беларусь соагрессором России.   

73 недели учений нон-стоп

29 апреля 2022-го стартовали совместные российско-беларусские военные учения, которые идут непрерывно по сей день. Общее число продлений на данный момент составляет 73 недели. Согласно официальным сообщениям, в последний раз учения были продлены до 24 сентября этого года.

Пока нет оснований полагать, что по истечению этого срока учения не будут снова продлены.

Сколько топлива нужно для танка

Учения — это передвижение техники. Из мест постоянной дислокации и обратно, непосредственно во время маневров. Грузовики, тягачи, танки, бронетранспортеры, самолеты и вертолеты — их всех нужно заправлять, обслуживать и ремонтировать по необходимости.

Вы задумывались, сколько стоит заправить танк Т-72, который по бездорожью сжигает до 260 л солярки на сотню километров? А военный МАЗ-6317, требующий 45 л на ту же сотню километров?

Добавьте сюда расходы на организацию полевых лагерей, разбитые тяжелой техникой дороги, состояние которых и без этого становится все большей проблемой.

Вызов на сборы и учения запасников, ополченцев, участников территориальной обороны также стоит отнести к издержкам. А репутационный ущерб от совместных учений со страной-агрессором нам еще предстоит оценить.

В ожидании войны

Любой, кто отслужил срочную службу в прежние годы, помнит, каких сил и нервов стоили ежегодные полевые выходы, не говоря уже о масштабных маневрах вроде «Запада».

Можно только представить, какую гамму эмоций испытывают сегодняшние срочники и контрактники, чья служба протекает в условиях перманентной учебно-боевой тревоги.

И самое главное — остроты к общей психологической нагрузке добавляет растянувшееся на долгие месяцы ожидание: пошлют или не пошлют на войну?

Безусловно, беларусские военнослужащие и близко не сталкивались с тем, что приходится переживать сейчас украинским военным. Но это тоже стресс, и он имеет свою цену. Тем более, что финал «Союзной решимости» показал: возможно все.

Плюсы и минусы

Как бы там ни было, в теории у возросшего количества учений должен быть и положительный эффект. Например, у пилотов появилась возможность получить дополнительные часы налета. Срочники стали чаще держать в руках автомат, а не метлу или нож для чистки картофеля.

Но есть и несколько непростых вопросов. Где и когда могут быть применены знания и умения, полученные на этих учениях? Чему могут научить беларусов россияне, собственноручно разрушившие миф о втором месте своей армии в мировом рейтинге?

Крайне сомнительно, что беларусские генералы, обещая изучить опыт современной войны, опираются на наработки сегодняшней украинской армии — децентрализованной и поощряющей инициативу. В отличие от армии российской, где до сих пор сильна вера в инструкцию, а не инициативного и находчивого командира.   

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(24)