Турарбекова: «На что вагнеровцы действительно способны, так это угрожать самому Лукашенко и населению»

Политолог и историк — о том, зачем Лукашенко сказал Путину про желание Пригожина «сходить на экскурсию в Варшаву и Жешув», и почему «Вагнер» не угрожает Польше, зато угрожает самому правителю.

Роза Турарбекова

— Мне кажется, здесь важно понимать, что, по всей вероятности, не было договорено за чей счет банкет — я имею в виду содержание ЧВК «Вагнер» в Беларуси, — говорит Роза Турарбекова в интервью Еўрарадыё, комментируя слова Лукашенко о том, что его «напрягают» вагнеровцы, потому что хотят «сходить на экскурсию в Варшаву и Жешув». — С другой стороны, Лукашенко такими заявлениями набивает себе цену и привлекает к себе внимание западных партнеров, которые продолжительный период не обращают на него внимания

Такого рода угрозы по крайне мере с медийной точки зрения действует достаточно хорошо. Слова Лукашенко о Польше попали во все мировые СМИ.

Думаю, он надеется, что это сподвигнет западных партнеров относиться к нему более серьезно — ему бы хотелось создать впечатление, что от него что-то зависит, что он может предотвратить, например, вторжение вагнеровцев в Польшу, и что единственным гарантом того, что этого не произойдет, является именно он.

Но реакции обеспокоенности проявлено не было. Польша, Литва и Латвия предпринимают меры, например, заявили о создании батальона в Сувалкском коридоре. Но это обычная мера безопасности, принудить же всерьез партнеров на Западе к тому, чтобы они повысили уровень контактов — вряд ли получится.

Эксперт также отмечает, что Лукашенко не контролирует ЧВК «Вагнер» в Беларуси, а ее бойцы несут угрозу для самого режима Лукашенко.

— Лукашенко говорил, что вагнеровцев рассредоточат, но этого не сделали — их всех привезли в Осиповичи. Это означает, что он ими руководить не может. Во-вторых, как изменилась его тональность — он сказал, что они хотят и рвутся («на экскурсию в Варшаву и Жешув» — С.), это что, значит, они вот так высказывают свои пожелания?

Но все эти эпатажные выступления рассчитаны непонятно на кого. Всерьез это обсуждать нельзя. На что вагнеровцы действительно способны, так это угрожать самому Лукашенко и населению.

Мы можем посмотреть на модель поведения вагнеровцев в Африке, и понять, что она вполне осуществима в Беларуси при том количестве боевиков, которые там уже находятся.

Во-первых, это обучение и установление контактов с офицерами среднего и младшего звена, и потом осуществление через них своих планов. Во-вторых, это медийное сопровождение — создание положительного образа «Вагнера».

Потом они предоставляют свои охранные услуги первым лицам и самым крупным чиновникам. Вполне возможно, что такую роль они попытаются реализовать в отношении Лукашенко.

Далее принимают участие в различного рода политических кампаниях, чем они прославились в Африке, а также отъем наиболее ликвидных активов на территории страны. Здесь можно всех порадовать — активов такого рода в Беларуси нет. Тем не менее, с численностью «Вагнера» в Беларуси вполне возможно устроить какую-то гадость, и в первую очередь это угрожает самому Лукашенко.

То есть они могут не идти маршем на Минск, а взять все изнутри. В Африке они тоже начинали с обучения. Сейчас их пустили в Беларусь, чтобы передавать опыт — они занимаются обучением, а параллельно могут заниматься рекрутингом.

Потом попытаются предложить свои услуги в качестве охраны. Не захотят взять — они способны устроить провокацию. То есть колонной идти им не надо, они могут взять все изнутри.

Турарбекова отмечает, что приезд ЧВК «Вагнер» не был намеренным, чтобы добиться определенных целей, однако они могут воспользоваться таким пребыванием.

Для ЧВК «Вагнер» крыша в качестве Республики Беларусь — это ни о чем. Им нужно вернуть ту крышу. И все речи Пригожина свидетельствует об этом — что в конечном итоге они хотят вернуться.

Потому что тот масштаб, тот уровень заработка и та защита, которую способна обеспечить РФ, несопоставима с тем, что может предложить Лукашенко.

Поэтому их хозяин сидит в Кремле, а не во Дворце независимости. Для ЧВК «Вагнер» нет ничего привлекательного в Беларуси, кроме территории и возможности вернуться к своему хозяину в Кремль, — заключает политолог.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(23)