Общество

Наталья Север

Стрижак: «Не исключено, что это новая тактика, направленная на сопротивляющихся режиму за рубежом»

Сооснователь BYSOL — о приходе силовиков к родителям писателя Саши Филипенко, которое сам писатель считает давлением на себя.

— На сегодняшний день есть категория людей в Беларуси, на которых оказывается особенно сильное давление, — это родственники бойцов Полка Калиновского, тех, чьи имена известны, — комментирует «Салідарнасці» ситуацию Андрей Стрижак. — Там выстраивают цепочки «преступных группировок», якобы родственники состоят в «преступных связях» с людьми, которые пошли добровольцами воевать за Украину. Правовая логика кривая, но они ее как-то выстраивают.

Андрей Стрижак

То, что произошло с родителями Филипенко, задержание его отца пока сложно комментировать. Непонятно, чем все закончится, какое будет предъявлено обвинение, будет ли оно просто с потолка или там не поленятся и «накопают» какую-то «фактуру», хотя сейчас это достаточно легко.

В зависимости от того, что мы увидим в ближайшие дни, будет понятно, какую тактику избрали силовики.

— А в чем принципиальная разница? Это все равно очевидная месть.

— В этом нет сомнений. Вопрос в том, дадут человеку 15 суток, например, за «распространение экстремистских материалов» или это, условно, будет 342 ст. УК РБ? Узнав последствия, можно будет судить о каких-либо тенденциях.

Само по себе задержание отца, понятно, очень сильно воздействует непосредственно на Сашу. Не исключено, что это именно акция запугивания.

Но также это вполне может быть новой стратегией силовиков, направленной на воздействие на тех, кто находится за границей.

До Швейцарии руки у них не очень дотягиваются, а до родственников в стране, к сожалению, вполне.

Но пока я не могу отметить, что подобное имеет массовый либо системный характер.  

— Недавно были задержаны родные политолога Валерия Карбалевича.

— Там нельзя утверждать, что задержание было целенаправленным. Оно могло произойти во время региональной облавы, Похожей на те, которые прокатились по разным местам.

— Если случившееся действительно приобретет системный характер, выход останется только один?

— Да, эвакуация. Не вижу никакого другого способа, к сожалению.

Потому что даже если человек, на которого хотят надавить, условно, перестанет высказываться, можно же привлекать ретроспективно.

То, что человек прекратил свою деятельность, для их плана по задержаниям роли не играет.

Были примеры внутри страны с той же Ларисой Щиряковой или Андреем Толчиным, которые публично объявили, что больше не занимаются журналистикой, но их это не спасло.

Надо понимать, что звезды на погонах сами по себе не растут, а сражаться сегодня с «экстремистами» очень удобно. Лайки просмотрел с репостами — и раскрыл целое «экстремистское формирование».

Эта имитация бурной деятельности легко облекается в цифры и позволяет делать отчеты перед вышестоящим начальством и растить бюджет силовых структур.

Но происходящее сейчас можно воспринимать и в контексте обновленного на днях указа «О вопросах внешней разведки», которым Лукашенко наделил так называемых разведчиков новыми обязанностями.

Теперь они обязаны не допустить ущерба национальным интересам и безопасности Республики Беларусь «со стороны специальных служб и организаций иностранных государств, террористических и экстремистских организаций, организованных преступных групп и отдельных лиц».

То есть не исключено, что вот эта тактика, которую они сейчас избрали, может быть направлена на людей, которые сопротивляются режиму за рубежом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(25)