Профсоюзы
Елена ЯКЖИК

Приехали!

Акция протеста работников Минского мотовелозавода, состоявшаяся в пятницу, 25 ноября, возымела определенный эффект. Им выплатили задержанную зарплату. А 30 ноября состоялось собрание, в котором приняли участие руководство предприятия и представители городских властей. Но обо всем по порядку.

Стачка на территории завода началась около 13.00, когда закончилась первая смена. Но к собравшимся у проходной бастующим, которые требовали погашения задолженности по зарплате, никто из представителей нанимателя не вышел. Примерно через час около 200 рабочих — женщин и мужчин — переместились на проезжую часть. В их руках не было ни плакатов, ни транспарантов. Все они выкрикивали один короткий лозунг: “Зарплату!”.

Вскоре дорогу перекрыли и патрули Госавтоинспекции. Инспекторы останавливали автомобили и предлагали водителям объезжать этот участок дороги. Тем временем сотрудники ГАИ, находившиеся возле бастующих, просили рабочих освободить проезжую часть. “Пожалейте людей, которые в метель ждут общественного транспорта”, — звучало из громкоговорителей. “А у нас даже на проезд в транспорте нет денег”, — неслось в ответ. Кстати, горожане, стоявшие на остановках, не возмущались. Тем не менее примерно в 15.00, после очередной такой просьбы, участники стачки все же переместились на пешеходную часть у входа на завод. К этому моменту директор и представители районной администрации уже пообещали, что в недельный срок задолженности будут погашены. Однако рабочие продолжали делиться с чиновниками и журналистами наболевшим.

— Мы еще октябрьской зарплаты не видели, — сказал “Салідарнасці” электромонтер. — Задержки частые. Вот, не выдержали… В тех цехах, где не может прекратиться производство, там люди работают. А все остальные — и рабочие, и начальники цехов — вышли.

— Директора назначили год назад, но большинство из нас увидели его сегодня впервые, — горячилась еще одна компания мужчин. — Всего на заводе работает около 2800 человек. Из них рабочих — 800. Сколько инженерно-технических работников, служащих и сотрудников аппарата — считайте сами! Но больше всего добивает: почему конструктора за тридцать лет работы не смогли придумать то, что мы сейчас закупаем у китайцев?! Зачем в таком случае их всех там держат?! Пусть бы закрыли завод вовсе, раз проблема не решаема, и открыли бы здесь, например, стоянку! Можно было бы сторожем устроиться, зарабатывать 500 тысяч!

Директор мотовелозавода Владимир Ключников тем временем стоял позади чиновников районной администрации. Казалось, он пребывал в подавленном состоянии. В нашем с ним разговоре прозвучало следующее: “На следующей неделе выплатим. Задержки по заработной плате связаны с тем, что в этот период продажи нулевые. Денежных средств не хватает, чтобы обеспечить всех зарплатой. Предприятие должно заниматься освоением новой продукции, а не только выпуском велосипедов и мотороллеров. Но на это нужны средства, ресурсы. А их нет. Сейчас наш вопрос находится на рассмотрении у руководства государства”.

Планировалось, что более предметный разговор относительно перспектив предприятия состоится на собрании в среду, 30 ноября. Помимо работников и руководства предприятия в нем принимали участие заместитель председателя Мингорисполкома Михаил Петрушин и прокурор Ленинского района Алексей Стук. Встреча длилась около полутора часов. Поскольку журналистов на территорию завода не пустили, они дожидались итогов на выходе из проходной. “Надоело”, — говорили, махая рукой, не досидевшие до конца на собрании рабочие. Они подтвердили, что зарплату и аванс в течение двух дней, 29 и 30 ноября, им все-таки выплатили.

— Деньги появились во вторник вечером, — рассказала “Салідарнасці” одна из работниц. — Очередь от банкомата (указала на аппарат, установленный через дорогу от завода. — Авт.) растянулась до самой стройки. Прикиньте сами — это примерно 200 метров!

Вообще о том, что прозвучало на собрании, люди рассказывали неохотно.

— А что говорить-то? — все же остановился один мужчина. — Ничего конкретного нам не сказали. Лишь дали понять, что спасение утопающих — дело самих утопающих! А я, сварщик, за октябрь получил 95 тысяч рублей! А что получу за ноябрь — и думать не хочу. Многие в этом месяце проработали не больше десяти дней!

— Петрушин сказал примерно следующее, — продолжил другой. — Разрабатывайте новую продукцию, запускайте и продавайте! Мол, с рынком сбыта мы вам поможем. Будем устраивать выставки и прочее. О том, будет ли финансовая помощь, я ничего конкретного так и не услышал. Зато прокурор нам сказал, что последствия следующей такой акции могут быть уже другими, сославшись на Уголовный кодекс. А пока не исключены штрафы в отношении тех, кто допустил выход людей за пределы завода. То есть, так понимаю, накажут руководство.

Сейчас чиновники самых разных уровней утверждают, что в кризисе мотовелозавода повинны акционеры-частники. Но уже больше года предприятие фактически находится под жестким контролем госструктур. На заводе введена “золотая акция”. Так что вся ответственность за происходящее на предприятии лежит именно на руководстве страны. Тем более что мотовелозавод, как и другие промышленные предприятия, оказался заложником проводимой в Беларуси налоговой, ценовой и в целом экономической политики.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)