Филин

Юлия Кот

На «Гродно Азоте» сотрудникам запретят пользоваться мобильными телефонами с выходом в интернет. А так можно?

Правозащитник — о том, почему приказ директора о существенных изменениях в работе сотрудников не может и не должен быть выше закона.

На «Гродно Азоте» и предприятиях, у которых он выступает учредителем, сотрудникам вскоре запретят пользоваться смартфонами и выходить в интернет.

Судя по документу, который подписан гендиректором Игорем Ляшенко, на территорию предприятия уже с 1 июля не будут пропускать работников с телефонами, «имеющими подключение к интернет-ресурсам». Взамен выдадут корпоративные аппараты (судя по всему, кнопочные) на корпоративном же тарифе. Исключение сделано только для заместителей генерального и руководства структурных произведений.

Такие меры не вызвали бы удивления, если бы дело было на оборонном предприятии или конструкторском бюро или других структурах с повышенным уровнем секретности. Но в данном случае, пусть и в качестве запоздалой реакции на атаки «Киберпартизан», такой запрет выглядит самодурством администрации.

О том, насколько законны подобные решения, и может ли руководство предприятия принимать их в одностороннем порядке, без обсуждения с профсоюзом и согласия работников, Филин расспросил правозащитника, в прошлом правового инспектора профсоюза РЭП Леонида Судаленко.

Леонид Судаленко

На главный вопрос «а так вообще можно?» — наш собеседник отвечает четко и определенно: нет.

— Беларусские нормативно-правовые акты, регламентирующие режим трудовых отношений, не регламентируют вопрос использования работником в рабочее время личного мобильного телефона и выхода в интернет, поэтому данный вопрос должен быть оговорен в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или в ином локальном правовом акте, — объясняет Леонид Судаленко.

— Становясь участником трудовых отношений, работник подписывает с нанимателем трудовой договор: обязательство выполнять определенную работу в соответствии с установленным на предприятии режимом (статья 19 Трудового кодекса РБ).

В соответствии со статьей 194 Трудового кодекса трудовой распорядок определяется ПВТР, которые утверждает работодатель, по согласованию с действующим на предприятии профсоюзом.

Это означает, продолжает правозащитник, что работник под подпись должен быть ознакомлен с правилами порядка и режимом своей работы:

Никакие ограничения его собственности, личной жизни или другие, не предусмотренные в этих правилах, не могут быть применены.

— В том случае, если работник нарушает трудовую дисциплину, то есть, действует противоположно принятым им обязательствам, к нему могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. Таким образом, нельзя требовать от работника придерживаться такого порядка или режима, который не был с ним оговорен заранее и согласован в письменной форме.

Конечно же, по взаимному согласию между работодателем и работником и с учетом специфики работы конкретного предприятия могут быть установлены условия, частично ограничивающие частную жизнь работника или его право собственности, — уточняет Леонид Судаленко.

— При оценке факта, насколько установленные ограничения нарушают или законно ограничивают права человека, следует принять во внимание то, преследует ли ими наниматель законную цель, пропорциональны ли установленные ограничения, нельзя ли обеспечить трудовую дисциплину меньшими ограничениями.
В описанном на «Гродно-Азоте» случае можно смело утверждать, что запрет на использование личного мобильного телефона в рабочее время с выходом в интернет не является пропорциональным средством обеспечения трудовой дисциплины.

Возможно, для обеспечения соответствующего выполнения работниками своих профессиональных обязанностей наниматель может установить требования, менее ограничивающие права работников.

Мотивированный запрет ограничением возможности работниками «фотовидеофиксации и использования интернет-ресурсов» с требованием сдачи личных мобильных до начала работы может нарушать право работников на неприкосновенность частной жизни, говорит правозащитник.

Работник не должен пользоваться мобильным телефоном в рабочее время лишь в тех случаях, если по характеру функций его работы это мешает выполнять его обязанности, а также, если это мешает работе других работников.

— Таким образом, ввести данные ограничения односторонним приказом администрация «Гродно-Азота» не вправе, — подчеркивает собеседник. — На ней лежит обязанность обосновать (с учетом законности и пропорциональности) предлагаемые ограничения, получить взаимное согласие работников на внесение ограничений в ПВТР, а также согласовать вводимые ограничения с действующим на предприятии профсоюзом, выполняющим роль полномочного представителя работников. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(13)