«Изнутри Беларуси война воспринимается как что-то далекое, нереальное, а снаружи — как важное и сверхдраматическое»

Социолог Андрей Вардомацкий — о том, как изменился уровень доверия независимым медиа и как уменьшить информационный разрыв между диаспорой и беларусами внутри страны.

Шесть из десяти беларусов не смотрят телевизор: хорошая ли это новость для независимых медиа? Доверяют ли люди в Беларуси пропаганде, почему общество деполитизируется, и кто побеждает в борьбе за внимание аудитории?

Социолог Андрей Вардомацкий в новом выпуске Мне тоже не нравится рассказал:

—  Верхнюю позицию в иерархии тех СМИ, откуда люди получают информацию, все же занимает телевизор — 41,5% респондентов черпают новости оттуда (это январские данные, по сравнению с прошлым годом они выросли — было 30%). Затем идет YouTube, а дальше — государственное телевидение России, затем Телеграм.

Однако я не стал бы судить об успехе властей в терминах футбольного счета, потому что ситуация сложнее, и YouTube, который в топе источников информации на втором месте, в доминанте своей не есть государственные медиа.  

Независимые источники занимают достаточно высокую позицию, и есть большое количество социологических индикаторов, которые подтверждают их значимость. Это первый момент, который важно отметить. И второй — количество просмотров, рейтинг не означает влияние.

Вспомните собрания сочинений Брежнева, которые стояли в золоченых переплетах во всех высоких кабинетах — а с другой стороны были зачитанные до дыр тетрадки со стихами Высоцкого, которые оказывали больше влияния, чем все многофинансируемое брежневское собрание сочинений.

Ситуация такова, что Trust Index СМИ на данный момент равен — индекс доверия негосударственным медиа не меньше, чем российским, которые теперь интенсивно проникают на территорию Республики Беларусь.

Разрыв есть, но он незначительный. То есть мнение, которое сейчас бытует — что произошел резкий обвал доверия к независимым медиа — не соответствует действительности.

Почему беларусы по сравнению с россиянами не склонны всецело верить госТВ? По мнению Андрея Вардомацкого, на медиаповедение влияют несколько причин — в частности, большее проникновение интернета в Беларуси, а также несоответствие «информационного луча», транслируемого телевидением, сложившемуся менталитету и ожиданиям общества.

— Можно говорить о повышении смотрения фоново-рефлекторного, — отмечает социолог, — «чтобы просто шло». В свое время эту же функцию исполняла радиоточка в сельской местности. Это не связано с глубинными потребностями, просто фон.

Рассуждая о том, релевантен ли контент независимых медиа для беларусов, находящихся внутри страны, эксперт также не выразил оптимизма:

— Если говорить в общем — нет. Проводятся регулярные измерения с базовым вопросом: какие основные проблемы сейчас стоят перед страной. Судя по последнему измерению, это экономические вопросы — рост цен, благосостояние и т.д., а также риск прямого вовлечения Беларуси в войну с Украиной. Я не говорю о том, правы люди или неправы в своих оценках, но субъективно они воспринимают важнейшие проблемы так.

А если посмотреть на топ-проблем в тематике негосударственных СМИ, то он несколько иной. Поэтому происходит пролет двух самолетов в разных воздушных коридорах, и люди в каждом из них не знают, что делается в том, другом самолете.

Впрочем, полагает эксперт, есть и другие факторы, которые влияют на снижение рейтинга независимых медиа, и дело не только в блокировках и запретах на «экстремистский» контент.

Речь о невозможности практического использования той информации, в частности, политической, которая поступает из СМИ. Кто-то говорит, что люди «устали от политики», я бы уточнил: не то чтобы устали, а ничего не могут изменить, не могут повлиять на происходящее.

Еще один вызов для медиа, на который не впервые обращает внимание Андрей Вардомацкий — процесс «коконизации» информационных потоков и мировоззрений, разности между беларусами внутри Беларуси и диаспорой.

— Впервые это обнаружилось на примере отношения к войне: «нет войне» и «нет войны».

Изнутри Беларуси война воспринимается как что-то очень далекое, нереальное или маленькое, а снаружи — как большое, важное, катастрофическое и сверхдраматическое. Эта разница видна и по геополитическим ориентациям — на Европу либо на РФ, экономическому самоощущению и т.д.

Проблема в том, чтобы эти коконы не «забетонировались», негосударственным медиа важно их пробивать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(16)