Филин

Ирина Дрозд

Дейкало: «Карт-бланш на насилие и его безнаказанность, данные силовикам в августе 2020 года, имеют долгосрочный эффект и последствия»

Юристка-международница, экспертка Беларусского Хельсинкского Комитета — о страшных тенденциях в белорусском обществе с подачи государства.

В сети распространяется видео с выступлением сестер Груздевых в лагере под Солигорском перед детьми, привезенными туда с оккупированных территорий Украины. 

Артистки со сцены желают Байдену и Зеленскому «сдохнуть», а Путину — «взять под контроль всю Украину». Видео вызвало бурную реакцию людей, большинство откликов оказалось негативными.

Филин попросил прокомментировать инцидент юристку-международницу, экспертку Беларусского Хельсинкского Комитета Екатериной Дейкало.

Екатерина Дейкало

— В данном конкретном случае, на мой взгляд, немаловажным фактором является элементарная глупость сестер Груздевых. А что касается правовых оценок, то, конечно, здесь можно говорить о нарушении прав детей, — анализирует собеседница. — Надо отметить, что сегодня в Беларуси в принципе нарушаются права всех, кто каким-то образом взаимодействует с любыми институциями, организациями, которые занимаются образованием и воспитанием.

Потому что вся государственная система сейчас работает в режиме производства огромного количества пропаганды и усиленной индоктринации. И сфера образования и воспитания детей — их основной «полигон».

Это нарушает право детей на свободу выражения мнений, потому что им навязывают определенные нарративы. Нарушает их право на такие условия обучения и воспитания, которые должны способствовать развитию свободной личности.

Обязанность государства — создать такие условия. И, конечно, пропаганда насилия, войны точно не являются их частью.

В контексте именно украинских детей и их индоктринации российскими нарративами в этих оздоровительных лагерях можно затронуть тему их вывоза в Беларусь как возможного нарушения норм по обращению с населением оккупированных территорий.

Согласно международному гуманитарному праву, при перемещении, эвакуации, в том числе и по медицинским причинам, в новом месте для детей должны быть созданы условия для получения надлежащего образования в соответствии со своими культурными традициями. При этом прямо запрещена пропаганда и индоктринация таких детей.

В то же время экспертка отмечает, что инцидент с сестрами Груздевыми следует рассматривать не только в контексте прав детей, и обращает внимание еще на один важный аспект.

— Эта ситуация — еще одно свидетельство развивающейся тенденции развращения общества в результате действий государства.

Карт-бланш на насилие и его безнаказанность, которые были даны государством силовикам в августе 2020 года, имеют долгосрочный эффект и последствия. И со временем они проявляются все больше.

В обществе установлены негласные правила безнаказанности насилия. Если оно совершается в целях, угодных государству, его можно пропагандировать, транслировать и совершать. И вот мы видим, как воспроизводятся противоправные практики силовых структур, когда, например, на юрфаке сами студенты заставили своего однокурсника записать «покаянное» видео, когда в вузах проводятся выездные суды над студентами.

Сюда же относится и радикализация риторики, которая все чаще и чаще прямо призывает к уничтожению оппонентов. И это исходит уже не только от одиозных пропагандистов, но и от других людей.

В одной передаче на госТВ недавно обсуждали историческое образование с представителями молодежного парламента, и один из них высказал мысль, что в случае искажения фактов к авторам можно применять наказание вплоть до смертной казни. Высказывание Груздевых перед детьми из этой же серии.

— К чему мы придем, двигаясь в таком направлении? Невольно вспоминается руандийская история.

— Не знаю, дойдет ли у нас до руандийского варианта. Надеюсь, падение режима произойдет гораздо раньше. Однако все равно ситуация страшная: катиться вниз гораздо легче, чем идти вверх.

Когда снимаются все ограничители, у человека начинает все больше проявляться именно темная сторона. У каждого ведь есть обе стороны — светлая и темная. И задача нормального государства как раз в том и состоит, чтобы создать условия, в которых у людей превалировала бы светлая сторона.

В 1974 году очень известным стал перфоманс балканской художницы Марины Абрамович, во время которого она положила рядом с собой множество разных предметов, в том числе заряженный пистолет, и разрешила делать с собой все, что угодно — как хорошее, так и плохое. То есть без ограничений.

Когда люди поняли, что они реально могут безнаказанно делать все, они потеряли над собой контроль. Сначала отрезали по кусочку от одежды героини, потом стали тыкать в нее саму острыми предметами, потом начали целиться в нее из пистолета и действо пришлось остановить. 

Так же и у нас, сначала про уничтожение оппонентов говорят с экранов телевизора, потом люди в форме, потом молодежь, обсуждая образование, артистки, которые пришли спеть песню детям, и т.д.

В чем важная особенность демократических принципов, на которых строится любое развитое общество, где, безусловно, всегда есть и девиация, всегда есть какие-то люди, которые нарушают закон? Эта девиация там не может становиться нормой, тем более с подачи самого государства.

То есть государство создало такие условия, когда: а) можно, б) не стыдно и в) за это ничего не будет. Когда пропаганда насилия попадает под три этих критерия, появляется цепная реакция.

Чем дольше зайдет общество в этом направлении, тем сложнее впоследствии в него будет вернуть те самые ограничители.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(64)