Женщины

Марина Светлова

Женщина, которую называли «Джульеттой белорусского средневековья»

Рассказываем о Барбаре Радзивилл — женщине, чьи отношения с королем стали самым громким романом того периода и чуть не развалили Речь Посполитую.

Как только ее не называли: и «польской Мессалиной», и «великой блудницей», не забывая также рассказать, сколько мужчин — от шляхтича до дворового слуги — прошли через ее постель. А кто-то именовал «Джульеттой белорусского средневековья». Художники рисовали ее портреты, поэты слагали стихи, а сотни актрис мечтали воссоздать ее образ на сцене.

Польская актриса Анна Дымна в роли Барбары

Первый брак комом

Детство знатной представительницы рода Радзивилл прошло так же, как и у других девочек высшего сословия: в занятиях танцами, музыкой, литературой. Великая княгиня Барбара родилась в 1520 году в семье славного военачальника, получившего за свои многочисленные победы прозвище Геркулес. Да и дальнейшая судьба тоже не предвещала сюрпризов. Девушку ждал династический брак, способный укрепить политическое и финансовое положение.

Так и случилось. 17-летнюю Барбару выдали замуж за графа Станислава Гаштольда – представителя знатного белорусского рода. Судьбу и невесты и жениха решали без них.

Неудивительно, что особого счастья этот брак не принес никому. Муж так и не оценил ни красоты, ни ума, ни иных достоинств Барбары. Он неоднократно изменял своей молодой жене и вообще мало уделял внимания.

Впрочем, прожили они совсем недолго. Через несколько лет брака Станислав Гаштольд умер.

Облачившись в траур, молодая вдова перебралась жить в Вильню к своему брату Николаю Радзивиллу Рыжему, получившему это прозвище, чтобы его отличали от двоюродного брата, друга и почти одногодки Николая Радзивилла Черного.

Но траур рано или поздно заканчивается, особенно если рядом кипит светская жизнь, а ты молодая красавица, жаждущая любви и развлечений. Барбара стала охотно посещать балы, которые чаще всего проводились в королевском замке, принадлежащем великому князю Сигизмунду Августу, сыну короля Речи Посполитой.

Там-то и закрутился их роман. Красота, грация, веселый нрав и ум покорили наследника престола, который, к слову сказать, был вообще-то на тот момент женат. Его супруга Элизабет Габсбург являлась наследницей славного рода, однако, не отличалась ни особым умом, ни выразительной внешностью, была болезненной и явно проигрывала в сравнении с Барбарой.

Чтобы иметь возможность беспрепятственно встречаться с новой возлюбленной, Сигизмунд, нисколько не стесняясь, назначил Барбару фрейлиной своей жены. Двор не был удивлен. Все хорошо знали привычки Сигизмунда, ведь ни для кого не являлось секретом, что королева Бона чуть ли ни с детства баловала сына услугами наложниц.

Но Барбара была больше чем любовница. Их отношения развивались настолько бурно, что когда супруга Сигизмунда умерла от болезни, он не постеснялся явиться на ее похороны в сопровождении молодой фрейлины. Все были в шоке.

После смерти жены Сигизмунда положение бывшей фрейлины, которой великий князь открыто отдавал предпочтение перед другими придворными дамами, стало двусмысленным. Чтобы не запятнать свое имя в глазах света, Барбара была вынуждена перестать посещать великокняжеский двор.

Мастер-класс «Как выйти замуж за принца»

Некоторое время Барбара жила у своего брата, а потом переехала в замок, ставший ее собственностью после смерти мужа. Однако Сигизмунд нашел возможность посещать ее и там. По Вильне пошли сплетни. И братья Барбары, Рыжий и Черный, защищая честь сестры, взяли с сына короля слово, что он больше не будет встречаться с Барбарой. Сигизмунд Август поклялся, но…

Ян Матейко. Сигизмунд Август с Барбарой в Радзивилловском дворце в Вильне (1867)

Надо сказать, что Сигизмунд, которого после смерти отца ждала польская корона, был человеком безвольным и слабохарактерным. Его мать королева Бона крутила им, как хотела. Ну а то, что подвластно одной женщине вполне может быть подвластно и другой. В объятиях Барбары Сигизмунд чувствовал себя свободным от материнского влияния. И сложно было этим не воспользоваться.

А тут еще и стало известно, что королева-мать активно занялась поиском невесты для своего сына.  Барбара и ее братья поняли, что действовать надо незамедлительно. «Семейный совет» разработал хитрый план.

В одну из ночей, когда Сигизмунд заглянул на огонек к Барбаре, думая, что братья Радзивиллы уехали на охоту, двери ее спальни неожиданно открылись в самый неподходящий момент, и в комнату ворвались вооруженные саблями Рыжий и Черный.

Великому князю напомнили о его слове чести и поинтересовались, как он собирается смыть позор и со своего имени, и с имени многоуважаемых Радзивиллов? Тому не оставалось ничего другого, как просить руки их сестры. Тут же появился и ксендз, и свидетельница, родная сестра Барбары. Вторым свидетелем стал Николай Черный.

Брак решили на какое-то время сохранить в тайне. Но не тут-то было.

Любовница короля и конюха

Надо сказать, что брак будущего короля и Барбары был на руку знати Великого княжества Литовского. Хотя и существовало одно государство – Речь Посполитая, — между шляхтой Польши и Великого княжества постоянно шла борьба за влияние в политической жизни.

Понятно, что, когда слухи о женитьбе Сигизмунда и Барбары просочились, в княжестве этому факту очень обрадовались, ибо видели в браке великого князя с представительницей белорусского рода залог своего счастливого будущего. А вот среди польской шляхты энтузиазма не наблюдалось. Они сильно переживали, что Великое княжество Литовское может отделиться от Польши (все знали, что Радзивиллы — сторонники полной независимости Литвы от Польши).

Более же всех была поражена поступком сына королева Бона. Она требовала немедленно аннулировать брак. В ход пошла тяжелая артиллерия. Среди аргументов было то, что Барбара «литвинка», а женщины этих территорий отличаются особой распущенностью — так, по крайней мере, считали в польском королевстве. Чтобы не быть голословными, «доброжелатели» (с легкой руки королевы-матери) преподнесли Сигизмунду список бывших любовников Барбары.

По воспоминаниям очевидцев, выглядел этот список довольно внушительно. Были там не только шляхтичи, но и монахи (!), мещане, крестьяне, конюхи. В перечне любовников значился даже двоюродный брат Николай Радзивилл Черный. Впрочем, Сигизмунда Августа это не остановило.

Когда же король Сигизмунд I Старый скончался, его сын официально объявил о своем браке и попросил признать Барбару великой княгиней. Литовский сейм выполнил эту просьбу с большим удовольствием. А вот в Польше он такой радости не встретил. Один из магнатов ему прямо заявил: «Я скорее соглашусь видеть на польском престоле султана турецкого, чем Барбару Радзивилл!». Католическое духовенство даже предложило Сигизмунду развестись, а грех за нарушение брачного обета разделить между всеми подданными государства.

Но король был непоколебим, заявив, лучше перейдет в протестантизм, чем откажется от Барбары и нарушит данные ей перед Богом обещания.

7 декабря 1550 года Барбара была коронована и провозглашена королевой Польского государства.

Кто убил Барбару?

Увы, наслаждаться ролью королевы ей пришлось недолго. Вскоре она заболела и буквально через год после коронации умерла — как сообщалось в «Анналах краковских массионариев», «из-за появившегося под пупком плотного нарыва».

Она умирала мучительно, но стойко. Современник писал:

«Нет никого, кто верил бы, что она может жить, однако до сего времени она не перестает красить лицо, чтобы обманывать нас до своего последнего вздоха».

Страшные нарывы покрыли некогда безупречную кожу Барбары. В последние дни агонии они лопались, и комнату, где лежала несчастная, наполняло зловоние, которого не выдерживали ни ее служанки, ни доктора. И лишь верный муж до конца оставался у ложа умирающей.

Йозеф Зимлер. Смерть Барбары Радзивилл (1860)

Некоторые считали, что причиной смерти Барбары стал сифилис. Сигизмунд был уверен, что в кончине жены виновна его мать — Бона Сфорца, в чьих жилах текла кровь Борджиа и Медичи, самых известных европейских отравителей. Опасаясь гнева сына, королева Бона уехала к себе в Италию — подальше от греха. Не помогло. В 1557 году королеву, которой шел 61-й год, зарезал молодой любовник-грек.

Однако и предполагаемый сифилис, и реальная Бона оказались ни при чем. В 1925 году польский исследователь В. Зембицкий, изучивший массу подлинных документов и свидетельств, пришел к выводу, что Барбара умерла от рака. Сравнительно недавно его диагноз подтвердила группа польских врачей, вернувшихся к этому вопросу.

Барбара не была помещена в Краковскую усыпальницу польских королей. Сигизмунд был категорически против, заявив: «Не приняли, не полюбили ее тут при жизни, не оставлю ее тут и мертвой». Тело Барбары было захоронено в Вильне у костела св. Станислава.

Черная панна Несвижа

О любви Сигизмунда Августа к умершей Барбаре свидетельствует прекрасная легенда о Черной панне, которая блуждает по Несвижскому замку. Будто бы во время одного из своих наездов в Несвиж, к брату Барбары Николаю Черному, король привез с собой чернокнижника, который пообещал вызвать ему дух жены. И ему удалось.

Войцех Герсон. Призрак Барбары Радзивилл (1886)

Но случилось неладное. По правилам спиритического сеанса, король не должен был касаться призрака Барбары. Однако не удержался. Как только в комнате появился дух Барбары, Сигизмунд кинулся к ней с криком «Басенька моя...». В тот момент, как он дотронулся до нее, в комнате прогремел взрыв, пошел трупный запах…

С тех пор призрак Барбары не может найти себе покоя.

Несмотря на сильную тоску по Барбаре, Сигизмунд все же попытал счастья в третьем браке — с родной сестрой его первой жены Екатериной Австрийской. Однако вскоре расстался с ней и даже начал хлопоты о разводе. Несчастливый в семейной жизни, отчаявшись оставить после себя законного наследника, король окружил себя колдунами и алхимиками, надеясь, что они восстановят его разрушенное от невоздержанности здоровье.

Но чудес не бывает. 7 июля 1572 года король умер, не дожив один месяц до своего 52-летия. Вместе с ним прервалась мужская линия династии Ягеллонов.

Дух Сигизмунда, тоже одинокий и несчастный, бродит по Краковскому замку.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(29)