Тышкевич: Лукашенко дошел до красных линий, но не перешагнул их

Чего действительно боится белорусский режим.

Аналитик Украинского центра будущего Игорь Тышкевич рассказал о том, как официальный Минск лавирует между Сциллой и Харибдой Кремля и Запада и пытается продавить собственный шантаж.

О Крыме

По мнению политолога, во взаимоотношениях с Россией и Украиной белорусский правитель до последнего пытается сохранить пространство для маневра.

– Заявляя о том, что Крым российский,  Александр Лукашенко был в своей стихии: с одной стороны, выглядело это довольно жестко, с другого, крутился, как уж на сковороде, стремясь поднять ставки одновременно и в диалоге с Западом, и в российском направлении, и с Украиной, и сыграв на внутриполитическом поле.

Сейчас приближается проведение мероприятий памяти Максима Богдановича в Крыму. И судя по первым инсайтам из диаспоры белорусов в Крыму, речь идет о визите большой делегации, но не официальной.

Это значит, что там, вероятно, будут депутаты парламента, Наталья Кочанова, целый десант из журналистов госСМИ, но это не будет на уровне правительства и президента. То есть он как бы дошел до красных линий, но не перешагнул их.

…В вопросе «чей Крым?» его практически дожали, он ходит, что называется, по лезвию, однако еще не упал. Однако малейший ветерок может колыхнуть и повалить Лукашенко, и тогда украинская сторона вынуждена будет отвечать – уже не резкими заявлениями и колкостями, а делом.

О военных базах

– Говоря о союзных программах, военном сотрудничестве и прочем, нужно обращать внимание на то, что не озвучивают.

Так называемые союзные программы – это определенные рамки, но реализация намеченных контуров сотрудничества будет идти через пень-колоду, поскольку Лукашенко по-прежнему максимально не хотел бы делиться властью.

То, в чем Россия будет дожимать, – это очень важный рынок газа, финансовая и транспортная сфера. И вот тут интересна тема военного сотрудничества. Для РФ крайне важно иметь свою базу, желательно сухопутных войск, на территории Беларуси. Для белорусских властей идеально было бы поднять ставки и угрожать соседям и странам НАТО, что придет «российский медведь».

Однако вспомним заявления министра обороны Хренина о том, что никаких баз здесь не будет, и речь об этом не идет. Речь-то как раз о них ведется, вопрос в том, что официальный Минск катастрофически боится размещения российской военной базы, поскольку для Лукашенко пустить сюда Россию – это гарантированно утратить власть.

О санкциях

– В свое время я анализировал санкции в отношении Беларуси с точки зрения российских интересов. Так вот, из теперешнего, пятого санкционного пакета ЕС большая часть мер находится в той же самой логике.

Единственное исключение – что наконец обратили внимание на «Президентский спортивный клуб»: это реализация БелАЗов, но и иной техники, немало бизнес-проектов направлены через эту структуру в РФ, страны арабского мира…

Что касается конкретных предприятий, например, «Гродно Азота» в списках стоило ожидать по нескольким причинам: помимо того, что значительную часть продукции завод реализует в страны ЕС и является конкурентом российских компаний, есть еще одно интересное обстоятельство – высокие цены на газ.

При производстве азотных удобрений используется огромное количество природного газа. Задайте себе вопрос: если он дорогой, какова будет цена удобрений? Сейчас в Европе цены на газ бьют рекорды. И позволить Лукашенко получать большие прибыли от этой продукции, с точки зрения европейских политиков, было бы нелогичным. Да и российские лоббисты поддерживают эту идею – лучше эти прибыли получат они.

Те же ожидания, отмечает аналитик, были и насчет «Белавиа», поскольку национальный авиаперевозчик не нужен России, продвигающей объединение, а его отсутствие не помешает европейским перевозчикам.

– Санкции санкциям рознь. Можно активизировать борьбу с контрабандой, или проверить рынки Африки, откуда оплата идет не через белорусский бюджет, а золотом и алмазами в чемоданчиках. А можно ударить по тем предприятиям, что на слуху. И вот здесь включаются лоббисты, потому что под каждым пакетом санкций рано или поздно включаются бизнес-интересы, – подчеркнул Игорь Тышкевич.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.9(60)