Филин

Павел Фомчик

Казакевич: Россия использует учения в Беларуси для продвижения своих интересов

Также военные маневры могут быть использованы как средство психологического давления на оппонентов власти накануне референдума.

17 января Александр Лукашенко анонсировал совместные с Россией внеплановые «солидные военные учения»:

– Это должны быть нормальные учения по отработке определенного замысла в противостоянии с этими силами: Запада (Прибалтика и Польша) и юга (Украина).

В тот же день Служба безопасности Украины отреагировала заявлением:

– Манипулятивные заявления прокремлевских политиков и представителей государств-сателлитов РФ о якобы наращивании Украиной вблизи собственной границы «националистов-радикалов», которые якобы есть «похлеще, чем натовские военнослужащие» не соответствуют действительности, являются политической манипуляцией и частью информационной войны против Украины.

18 января стало известно, что учения «Союзная решимость – 2022» пройдут 10-20 февраля. В Минобороны Беларуси сообщили, что будут, в частности, отработаны вопросы усиления участков госграницы на возможных направлениях незаконного проникновения на территорию страны вооруженных групп боевиков, перекрытие каналов доставки оружия и боеприпасов; поиска и уничтожения незаконных вооруженных формирований и диверсионно-разведывательных групп противника.

Практические действия войск пройдут на полигонах «Обуз-Лесновский», «Осиповичский», «Брестский», «Гожский» и «Домановский», а также на отдельных участках местности. Планируется задействовать аэродромы Барановичи, Лунинец, Лида, Мачулищи.

Фото РИА Новости

Филин обсудил подтекст предстоящих военных маневров с политологом, директором института «Палітычная сфера» Андреем Казакевичем.

– Какими вы видите причины внеплановых учений?

– Особо важны учения для России, учитывая, что недавно она пошла на эскалацию в конфликте с Украиной. Диалог Москвы с НАТО и США по предоставлении России «гарантий безопасности» в последние недели не привел для нее к каким-то положительным результатам.

Поэтому России логично еще раз надавить на Украину и страны Запада, продемонстрировать свои возможности в военной сфере. Для этого и будут использованы учения в Беларуси.

С учетом слухов о том, что военная акция России против Украины должна случится именно в феврале, проведение учений в этот срок однозначно будет воспринято как угроза.

– А в чем выгода для белорусских властей?

– На данном этапе Лукашенко не может сказать «нет» России, он должен, по крайней мере, подыгрывать Москве. При этом проведение учений не накладывает на него долгосрочных обязательств по углублению военного сотрудничества с Россией.

Также, возможно, учения накануне референдума по изменению Конституции должны еще раз продемонстрировать, что в случае внутриполитической дестабилизации Россия сможет быстро прийти Лукашенко на помощь. То есть проведение учений может быть использовано как средство психологического давления на оппонентов власти.

– В предыдущий период совместные учения с россиянами сопровождались слухами, что после окончания маневров те из Беларуси могут и не уйти. Как будет на этот раз?

 – Не думаю, что и в этот раз стоит ожидать чего-то подобного. В конце концов, создание в Беларуси дополнительной российской военной инфраструктуры не обязательно привязывать к учениям. Мы помним, что совместный с Россией учебный центр подготовки ВВС и войск ПВО создавался по отдельному треку.

Возвращаясь к вопросу переговоров России с НАТО и США: наблюдатели отмечают, что ультиматум со стороны Москвы о предоставлении ей гарантий безопасности не мог быть принят другой стороной. В чем же тогда конечная цель России в этих переговорах?

– Наверное, первый шаг России – привести к росту напряженности в регионе, продемонстрировать свои возможности по давлению, нащупать болевые точки, которые можно использовать против Запада. А уже затем можно выходить на темы, по которым можно заключить соглашения или договоренности.

Скорее всего, нынешняя эскалация со стороны Москвы используется для того, чтобы придать вес позиции России для продвижения ее интересов. Например, Москва, безусловно, не сможет добиться формального запрета для Украины на вступление в НАТО, но может быть достигнут неформальный консенсус о том, что Североатлантический Альянс не примет Украину в свои члены, сократит ей военную помощь и т.д.    

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(16)