Филин

Сергей Василевский

Иосуб: Обход санкций через российских посредников выглядит возможным

Экономист — о том, как налоговый маневр и санкции влияют на бюджет и НПЗ. 

Мозырский НПЗ. Фото с сайта Reform.by

С 1 января 2022-го в Беларуси снижены почти на треть ставки экспортных пошлин на нефть и основные нефтепродукты. Это связано с очередным этапом реализации в России налогового маневра в нефтяной сфере.

О том, как этот процесс может отразиться на экономике нашей страны в наступившем году, Филину рассказал старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб. Фото belbiz.by

Эксперт напомнил, что ежегодно, начиная с 2019-го, ставки экспортных пошлин снижаются на 5%, в среднем для Беларуси потери исчисляются несколькими десятками миллионов долларов в год.

Налоговый маневр в России оказывает влияние как на бюджет Беларуси, исключая из него поступления от ставок экспортных пошлин, так и на рентабельность работы НПЗ, нефть для которых становится с каждым годом все дороже. Но в последнем случае о конкретных цифрах и показателях говорить экспертам все сложнее.

— На белорусских НПЗ засекретили все: начиная с объемов и цен поставок из России, заканчивая направлениями и ценами экспорта, — поясняет Вадим Иосуб.

О компенсациях

Белорусская сторона не раз заявляла, что издержки от реализации налогового маневра могут составить к 2024 году около $10 млрд. При этом Минск настаивал на компенсации для белорусских НПЗ.

Экономист считает, что белорусским властям не стоит рассчитывать на компенсацию со стороны России. По его словам, на заявления Минска о неравных условиях хозяйствования из Москвы в свое время ответили: компенсация российским нефтеперерабатывающим заводам происходит в рамках налогового законодательства России. Мол, хотите обсуждать одинаковое налоговое льготирование, переходите на наш налоговый кодекс.

Среди подписанных в прошлом году «союзных программ» есть документы, касающиеся налогов, напомнил эксперт.

— Там говорится о постепенном сближении принципов взимания косвенных налогов. О переходе Беларуси на российский налоговый кодекс речи не идет. А значит, мне кажется, тему компенсации можно считать закрытой. Пока у нас разные налоговые системы, Россия компенсировать это технически не может, да и не хочет, — отмечает Вадим Иосуб.

О санкциях

— Исходя из информации, которая появилась в самом конце прошлого года, были подписаны все протоколы об экспорте нефтепродуктов через российские порты, была согласована логистика, согласованы цены на транспортные услуги. Иными словами, экспорт белорусских нефтепродуктов колом не встанет. Более того, готова была покупать Украина. Она их регулярно покупала и об отказе покупать дальше ничего слышно не было, — пояснил собеседник «Филина».

Можно говорить о снижении рентабельности продажи нефтепродуктов за счет увеличения транспортного плеча, но и здесь стоит напомнить, что Россия снизила цены за транспортировку железнодорожным транспортом. Правда, в данном случае конкретных цифр нет.

В любом случае, об остановке отгрузки белорусских нефтепродуктов речи не идет, подчеркнул Вадим Иосуб.

— По крайней мере сейчас. Пока американцы не вспомнили о механизме вторичных санкций. Теоретически, они могут поставить вопрос настолько жестко, что никакие российские компании не захотят участвовать в качестве посредников в транзите. И никакие российские банки не захотят эти денежные потоки обслуживать. Но пока США настолько жестко этот вопрос не ставит, вероятность обхода санкций через российские порты и посредников выглядит возможной, — считает эксперт.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.6(21)