Политика
Анастасия Зеленкова

«Вчера еще спрашивали о «едином», а сегодня обсуждают, кто красивее — Татьяна или Ольга»

«Салідарнасць» выясняла, готовы ли наши соотечественники сегодня голосовать за кандидата в юбке и какие плюсы и минусы имеет та женщина, которая бросит вызов Лукашенко.

За всю историю президентских выборов в Беларуси женщина лишь однажды выдвигала свою кандидатуру. В 2001 году попытать президентского счастья решилась Наталья Машерова — дочь Петра Мироновича Машерова. Правда, еще до окончания сбора подписей она сняла свою кандидатуру. Других желающих на эту «почетную» должность не наблюдалось. Если не считать нескольких имен в списках возможных кандидатов от партии.

И вот горизонте замаячило несколько женских фамилий. Претендентки на пост еще не успели заявить о своем окончательном решении выдвигаться, но уже умудряются обыгрывать в виртуальном голосовании мужчин — мастодонтов белорусской политики.

Примечательно, что накануне прошлой президентской кампании эксперты в один голос утверждали: женщина-кандидат — не вариант для патриархальной Беларуси и создает только больше проблем. Изменилось ли сейчас их мнение, и какие шансы на успех предрекает кандидату в юбке статистика?

«Большинство все же не воспринимают женщину-президента»

Отметим, что накануне предыдущей президентской кампании лидер движения «За Свабоду» Александр Милинкевич посчитал «нереальными» шансы женщины-кандидата, заявив, что обычные люди отнеслись бы к такой кандидатуре негативно.

Впрочем, с тех пор мнение политика не особо изменилось.

— Думаю, что у нас действительно постсоветское консервативное общество, — отмечает он. — Мне кажется, большинство все же не воспринимают женщину-президента, хотя я могу ошибаться.

Между тем лидер «За Свободу» уверяет, что хотел бы видеть в политике больше женщин. В том числе и в качестве кандидата на пост №1.

— Может, тогда бы у оппозиции ответственности было бы больше. Я за женщин-кандидатов, поскольку они обладают большей способностью к консолидации. Вообще у женщин больше жизненной мудрости: они ходят по земле, а не витают в облаках, как мужчины. Мне нравятся женщины в общественной и политической жизни.

Однако главная загвоздка, по мнению Милинкевича, не в кандидатуре, а в целях, которые ставит оппозиция на выборах:

— Мы так много рассказывали на выборах про очередных кандидатов, про то, какие они красивые и умные. Но важно то, чего мы хотим достичь и что мы можем достичь на выборах. Это никто не обсуждает. Я считаю, что выиграть выборы, которых нет, невозможно. И в 2015-м году выборов тоже не будет. Поэтому мы должны ставить цели, которые мы можем реализовать. Думаю, что самое важное, чтобы после выборов у общества было больше веры в свои силы, было больше «беларускасці» и больше европейскости. Этого и нужно достигать на выборах. И соответственно искать человека, который бы лучше популяризировал реальную конкретную цель. И в этом случае не важно, мужчина это или женщина.

Свое мнение относительно того, почему известная лишь в узких кругах Татьяна Короткевич так легко смогла в интернет-голосовании обойти аксакалов ранее высказал «Салідарнасці» и лидер ОГП Анатолий Лебедько.

— Это подтверждает тот тезис, что в обществе есть спрос на перемены, — заявил лидер ОГП.

«Голосуют за красивые глазки»

Не видит особого смысла в женщине-кандидате и политолог Александр Класковский. По его мнению, оппозиции стоило бы сконцентрироваться совсем на другом:

— Возможно, это такой хитрый политтехнологический ход со стороны оппозиции, потому что еще вчера в центре внимания стояли совсем другие вопросы: какая концепция у оппозиции на эти выборы; идут ли оппозиционные тяжеловесы, как то Некляев, Милинкевич и другие; какие будут лозунги? А сегодня это подменили каким-то гендерным аспектом. Некоторые сайты даже голосование организовали. При этом голосуют за красивые глазки, потому что я не видел и не прочитал никаких элементарных тезисов программы той или иной потенциальной кандидатки. Вчера журналисты еще надоедали и спрашивали, будет ли конгресс и единый кандидат, а сегодня обсуждают, кто красивее Татьяна или Ольга, или Елена или еще кто-то. Вся предвыборная дискуссия переместилась в эту плоскость.

По мнению политолога, «гендерный козырь» не заменит вопроса: с чем оппозиция идет на выборы?

— Важна содержательность программы, с которой пойдет кандидат не зависимо от половой принадлежности, — уверен Александр Класковский. — Белорусы – массовый электорат – в этом смысле прагматичный народ. Они хотят знать, что даст другая власть белорусам? Они знают Лукашенко с его плюсами и минусами и, как показывает практика, многие ценят относительно условную стабильность или то, что в Беларуси нет войны. А вот что даст кандидат – потенциальный противник Лукашенко? Будет ли при нем лучше или будет так, как в Украине, где Майдан, по их мнению, привел к такому «вэрхалу» и таким кровавым драматическим событиям? Мне кажется, в этой плоскости в первую очередь оппозиция и должна думать.

Более того, политолог уверен, что женщина-кандидат «только создает вопросы».

— Белорусское общество преимущественно патерналистское. Это показывает и социология. Традиционное в массе своей общество не готово воспринимать женщину-кандидата на посту президента. К тому же на фоне украинских событий усилился запрос на такого вот «отца нации», который оберегает от всяких невзгод. Конечно, можно формировать и имидж женщины – хранительницы домашнего очага, – но это отдельная большая пиаровская работа. А просто делать какой-то конкурс красоты, дефиле устраивать среди кандидаток – это поверхностный легкомысленный подход.

Женщину-кандидата в первую очередь не поддержат сами женщины

А что же говорят данные статистики? Увы, и она не на стороне кандидата в юбке. Действительно, если верить социологам, наше общество не готово к тому, чтобы голосовать за женщину. И за последние пять лет ситуация в этой сфере мало изменилась.

— Если на выборах президента в 2015 г. в качестве альтернативы Лукашенко будет женщина-политик, это вряд ли увеличит шансы политической оппозиции, — отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Елена Артёменко. — По результатам опроса НИСЭПИ только 16,4% отвечают, что лучшим кандидатом от оппозиции будет женщина.

Характерно, что в вопросе поддержки женщины-кандидата вряд ли приходится рассчитывать на женское население.

— Женщины в гораздо большей степени, чем мужчины, поддерживают Лукашенко — его электоральный рейтинг среди женщин обычно выше, чем среди мужчин, примерно на 20%. Они более горячо поддерживают идею о том, что во власти в Беларуси нужна сильная рука. Когда задавался этот вопрос в сентябре 2013 г., в той или иной степени с этим согласились 59,7% женщин и только 48% мужчин.

Эксперт так же, как и другие собеседники «Салiдарнасцi», отмечает достаточно высокую патриархальность белорусского общества. По ее мнению, высокая доля женщин-депутатов обеспечена административным ресурсом. По данным Политического медиабарометра BISS, доля женщин среди оппозиции в сообщениях СМИ не достигает 10%.

— Получается, что участие женщины в выборах в 2015 г. не повысит шансы оппозиции, — отмечает Елена Артёменко. — Однако необходимо эту ситуацию исправлять, повышать женское влияние для обеспечения равных прав и возможностей. Поэтому, несмотря на исход выборов, очень важно выводить в публичное поле женщин политиков, работать над их продвижением.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)