Общество
Татьяна Гусева

«Уже после четырех лет правления Лукашенко белорусы боялись высказывать свое мнение»

Журналист из Чехии Либор Дворжак вспоминает, чем удивил его белорусский президент, и какие впечатления остались от общения с народом.

Митинг 2 апреля 1996-го. Фото Сергей Брушко

Годовщина Декларации о суверенитете, митинг на проспекте Скорины. Фото vytoki.net

Чернобыльский шлях, 1996-й год. Фото Сергей Брушко

— В конце 1997-го года мы провели на Чешском телевидении прямой эфир с Зеноном Позняком, — рассказал «Салідарнасці» Либор Дворжак. — После этого мы получили письмо из белорусского посольства, в котором выражалось недовольство нашей работой.

Пресс-атташе предложил, что если нас в следующий раз будет интересовать что-нибудь по Беларуси, нам сможет ответить посол или даже сам президент. Мы, конечно, попросили президента. Ждали почти полгода, и когда забыли об этой переписке, вдруг получили приглашение в Минск.

Либор Дворжак и его коллега Зденек Шамал (в настоящее время главный редактор Службы новостей Чешского телевидения) провели в Беларуси  неделю, прежде чем попали к Лукашенко.

— Нас свозили на предприятия. Мы посетили один из заводов, который сотрудничал с нашей фабрикой (уже не существующей), которая производила электрооборудование для автомобилей.  Завод этот был советский. С советскими руководителями, идеологией, риторикой…

По словам Либора, побывавшего в Минске впервые, для него, как для журналиста, было очень полезно пообщаться с народом на улицах.

—  Когда мы записывали опросы, было очень мало людей, которые говорили совершенно откровенно. Сразу видно было, что уже тогда, после четырех лет правления Лукашенко, люди боялись высказывать свое мнение. На вопросы о том, что они думают о власти, белорусы или не отвечали, или уходили от ответа.

И это притом, что три года после распада Советского Союза люди жили в настоящей свободе!

После того, как чешские журналисты прониклись белорусской атмосферой, их привели в президентский дворец.

— Нас водили с этажа на этаж, пока привели к Александру Лукашенко. Проверяли, конечно. Все же к доступу к президенту в таком государстве должны проверять, — иронизирует собеседник.

…Нам сказали, что в нашем распоряжении будет 40 минут. Потом мы там просидели почти полтора часа. Но самое интересное, в конце беседы Лукашенко посмотрел на часы и сказал: «Ребята, я очень извиняюсь, но я обещал рабочим, что пойду с ними поиграть в футбол. Так что я должен уйти».

По словам Либора Дворжака, Лукашенко вел себя как хозяин своей страны.

— После разговоров в Праге с представителями белорусской оппозиции понимаешь, что этим людям очень трудно работать. Было бы интересно записать новое интервью с Лукашенко 16 лет спустя…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)