Спорт
Владимир Пирог, «Прессбол»

«Устал отводить всю эту боль своими руками»

На просьбы о беседах после окончания матча, в котором борисовский клуб уверенно проторил дорогу в группу Лиги чемпионов, Анатолий Капский отвечал одинаково: «Хотите поговорить? Ждите. И долго. До тех пор, пока не провожу всех дорогих мне гостей — в том числе «Слован». В итоге патрона БАТЭ дождались немногие.

А из пишущих журналистов — только представитель «ПБ».

— Показалось, ваши эмоции были скромнее, чем после победы над “Дебреценом”. Почему?

— Вы же помните, как заканчивалась игра с венграми. А теперь Сережа Черник дважды подряд вытащил просто мертвые мячи, но это было все, что создал “Слован”. В принципе на протяжении двух матчей с братиславцами не покидало ощущение спокойствия. Отчасти волновался лишь потому, что видел: мы сильнее — исполнителями и в первую очередь опытом. Поэтому не должны терять такой шанс. А эмоции? Трачу их так много, что порой уже банально не хватает.

— Что для вас значит выход команды в группу после длительного еврокубкового простоя?

— Возвращение. Нас же все признали лузерами. О нас не говорил плохо только ленивый. Вот в прошлом году было очень тяжело из-за потока грязи, вылившегося на моих тренеров и футболистов. А надо было его переварить, принять на себя. Но и сейчас пришлось очень сложно — возвращаться всегда тяжелее.

— Перед игрой вы плотно контактировали с командой или предпочли уйти в тень?

— Не общался с ней после матча в Словакии. На стадион в Борисов приехал в день игры. Увидел команду, зашел в раздевалку буквально на три минуты, чтобы пожать каждому руку и сказать: “Вы — лучшие. Дерзайте!”

— А что сказали после финального свистка?

— На это не хватало времени, потому что к нам приехало много гостей — и руководителей, которые пришли в раздевалку. Но, так или иначе, нашел теплые слова для каждого. Особенно для тех, кто впервые вышел в группу Лиги чемпионов, — Коли Сигневича, Филипа Младеновича, Сашки Карницкого…

И Черника, который доказал, что не зря стал лучшим вратарем чемпионата Беларуси в прошлом сезоне. Видели, что он творил сейчас и в Братиславе? Так играть может только очень сильный голкипер. Еще особые слова говорил Анри Хагушу и Сереже Кривцу. Это их вторая Лига чемпионов — и возвращение домой, причем достойное. Тем паче Сережке пришлось очень тяжело. Ему хотелось помочь команде, и он перемолол в себе период, когда многое не получалось, а все считали, что у футболиста конфликт с главным тренером. Все просто нужно было перетерпеть. Он это сделал и опять стал нашим лидером. В матчах с “Дебреценом” и “Слованом” показал, что он Кривец, которого мы любим, знаем — и которого боготворят болельщики. Человек-гол. Человек-пас. Человек, который в самую сложную минуту может взять игру на себя.

Естественно, было что сказать и Александру Владимировичу Ермаковичу. Вы его критикуете, а даже не представляете, какой он сильный. А я ведь тоже человек и подвержен влиянию, вот и прессовал тренерский штаб. Нет, иногда это полезно. Но порой бывало чересчур. Я рад за них. И за то, что в Лигу чемпионов снова вышла самая белорусская команда из всех — имею в виду представительство в клубе игроков своей национальности.

— Группа главного клубного турнира — не только почет и престиж. Это и хорошие деньги.

— Да. Но я повторю, что говорил раньше. Футбол будет развиваться только там, где его любят по-настоящему. Однако он на задворках для многих людей, которые работают в нашем городе и имеют большие возможности. А ведь руководители должны думать о тысячах болельщиков, которые приходят на нашу арену. В Борисове футбол — главный праздник. И поэтому было обидно, когда некоторые предприятия со стабильной финансовой ситуацией постоянно кормили завтраками. Но мы вышли в группу собственными ресурсами, при этом выполняя условия контрактов. И у нас все нормально. Хотя, полагаю, господдержка БАТЭ в этом году ниже, чем у большинства команд высшей лиги.

— Можете озвучить суммы премиальных за эту победу?

— А я их не знаю. Правда. Ребята перед третьим раундом и плей-офф даже не разговаривали на эту тему. Они настоящие спортсмены и большие люди. Конечно, хотят заработать денег, но для них это не первостепенно. И назови даже суммы по десять миллионов — ничего не изменится. Они играют сердцем, тратят на поле здоровье. Вот сейчас в негативном ключе часто стали отзываться о Родионове. А у него штанга, перекладина — и гол с рикошетом от штанги.

— Выходит, сломал невезение?

— Какое невезение? Если поднять статистику, в игре в Словакии самые высокие коэффициенты полезности у Лихтаровича, Кривца и Родионова. Когда говорят, что БАТЭ уже давно надо купить нормального иностранного нападающего, я смеюсь. Он забил. Он создает много моментов для партнеров. И, как правило, сдерживает троих футболистов соперника. Родионов — большущий человек и мастер. И все эти разговоры о нем пустые. Просто в нашей команде Виталий играет лучше, чем в других, — потому что его здесь знают, любят и ценят.

— Удивились, что его не вызвали в сборную?

— Да. И буду счастлив, если Виталий примет решение закончить выступления за сборную. К примеру, в нее вызывают пацана из Гродно. А Родионов, выходит, не достоин? Мне это непонятно. И неприятно потому, что ему никто не объяснил мотивы решения. А разве он за годы служения белорусскому футболу не заслужил этого объяснения? Вы полагаете, так, как с ним поступили, — это по-человечески?

— Давайте о приятном. Согласитесь ли, что в части болельщицкой поддержки сейчас был пока лучший антураж на “Борисов-Арене”?

— В этом смысле поставлю знак равенства с домашним матчем против “Дебрецена”. А сам антураж выглядел лучше потому, что все было разукрашено лигочемпионскими баннерами. Счастлив, что как минимум три раза в этом сезоне они еще появятся на нашем стадионе.

— Было ли интересно со “Слованом”?

— У словаков очень хорошая и организованная команда. В этих играх им просто не хватило огромного опыта, который есть у нас.

— Братиславцы не были столь претенциозны, как венгры, которых не устроили мячи на тренировке?

— Руководству “Слована” не стесняюсь поклониться в ноги. Уверен, к клубу придут успехи. Как и к албанскому “Скендербеу”, поскольку они весьма серьезно и бережно относятся к футболу. В Братиславе у нас был очень доброжелательный официальный ужин, да и сейчас словаки искренне поздравили БАТЭ. Могу охарактеризовать эту команду по одному яркому примеру. Вы видели, что неделю лили дожди — и в каких условиях проходила игра минского “Динамо” с “Насьоналом”. А что творилось в Борисове накануне нашего матча? Потоп. Поле его выдержало. Но с учетом того, что уже в четверг “Шахтеру” здесь сражаться с ПСВ, газон мог дойти до состояния месива, если бы на нем тренировались. “Слован” приехал, посмотрел — и сказал: “Мы собираемся играть с вами в футбол, как и вы с нами. И мы не должны над ним издеваться”. И спокойно поехал на городской стадион, где все уже было подготовлено к занятию. Это показатель: они настоящие спортсмены — и мужчины.

— Коль речь зашла о “Динамо” и “Шахтере”, продолжу. Допустим, в группу Лиги Европы выходят оба. Но тогда на одном стадионе три команды проводить домашние матчи не смогут…

— УЕФА уже предупредил об этом. А кто из них в таком случае сыграет на “Борисов-Арене”? Отдали вопрос на откуп клубам и федерации. Пусть решают сами — не хочется, чтобы были обиженные на БАТЭ.

— А газон по осени выдержит нагрузку?

— Сделаем для этого все возможное.

— В нынешней Лиге чемпионов предстоит выступать составу БАТЭ из игроков 1996 года рождения и моложе — накануне матчей основной команды. Что это значит для вас?

— Это большое дело, премия и приз для тренеров, работающих в группах подготовки. И для родителей, которые привели своих деток к нам, тоже огромный успех. За них я рад точно так же, как за ребят, впервые попавших в группу. Это тоже настоящая Лига чемпионов. Видите — и два стадиона в Борисове сгодились! А вообще, у нас занимаются более четырехсот детей — и даже за пределами возрастов лицензирования.

— Вернемся к персонажам главной команды. Как оцените еврокубковый дебют Яковлева?

— Андрей очень волновался, и сначала ему мало что удавалось. Но это креативный футболист. И сильные качества — дриблинг, контроль над мячом, умение вытянуть на себя соперника — он использовал, отдав голевой пас Кривцу.

— За какую сумму вы приобрели украинского легионера у “Слуцка”?

— Не помню. Тем более она зависит от того, останется ли Яковлев у нас в конце сезона. Это отложенный контракт — точно так делали с Младеновичем. Изначально за него хотели больших денег — и мы долго сражались. В итоге подписали контракт на несколько сезонов — но с условием, что летом могли его расторгнуть. Филипа пришлось не то чтобы воспитывать, но… Просто нельзя делить игры по значимости: все они — главные.

— В недавнем интервью “ПБ” Младенович сказал: надеюсь, Капский передумает уходить с поста руководителя клуба. Не передумали?

— Я хочу быть с командой. Но в несколько ином статусе. Повторюсь, часто мне страшно больно. Готов терпеть свою боль — и даже взять на себя чужую. Но когда оскорбляют близких мне людей… Не читаю всякие “помойки”, ведь у нас уже есть свой форум. Но даже там находятся люди, которые поливают тренера и команду. А ее надо поддерживать — и терпеть вместе.

Пришел новый штаб. Практически новый коллектив. Первый сезон. Мы отставали всего на три очка от “Динамо”, а столько начитались и наслушались... И ведь никто не видел — пресса в том числе, — что у нас шесть-семь человек травмированы. Что приходилось выпускать молодых ребят и новичков, которым еще нужно время для интеграции в командную игру. Я не желаю нашим соперникам травм. Но, к сожалению, в футболе без них не бывает. Сегодня есть такие же трудности у минского “Динамо” — только о них и пишут. И правильно, потому что это сильно влияет на качество игры. Но кто-нибудь писал так о травмах БАТЭ, когда у нас с этим возникали большие проблемы? Впрочем, с командой может происходить много разных вещей.

Однако она не потерялась, не упала, держала свой уровень — и не заслуживала потока грязи и лжи, который на нее обрушился. Поэтому и устал — отводить всю эту боль своими руками.

— С “Динамо” у вас принципиальное соперничество в чемпионате, которое всех интригует. А в Лиге Европы болеете за минчан и “Шахтер”?

— Очень! И хочу, чтобы оба клуба вышли в группу. Сергей Владимирович Боровский — лицо нашего футбола. Как за него не переживать? А еще в “Шахтере” Сашка Юревич, который мне дорог. Все сегодняшние успехи БАТЭ во многом связаны с тем, что он был в нашей команде. На игре же динамовцев с португальцами присутствовал — и, честно скажу, эмоции просто захлестнули!

И про арбитра много чего говорил — особенно когда с Сережей Концевым был неприятный эпизод. Да и другие моменты не понравились. Вот матч со “Слованом” суперопытный 45-летний рефери отработал прекрасно. Но вообще белорусов судят не очень хорошо. А уж если вспомнить наши прошлые игры — вообще ужас!

— По составу и потенциалу БАТЭ полностью готов к группе? Или неплохо бы еще укрепиться?

— Мы не сможем усилиться. Да и вообще свободные агенты — как правило, коты в мешках. Но это вопрос, скажем так, для трансферного окна. Я хочу озвучить другое. Даже теперь, когда три белорусские команды вышли в плей-офф, отдельные специалисты — в том числе и ваши — ставят это в заслугу новой формуле чемпионата. А что “Динамо” мучается с травмами и таким календарем — не издержки этой дурацкой формулы? А что мучаемся мы? А что “Шахтер” не может перенести игры, поскольку некуда? И тогда на некоторые матчи чемпионата волей-неволей смотришь не столь ответственно. Люди не железные, а в еврокубках должны играть сильнейшие. Вот их и приходится беречь...

Я понимаю: сколько людей, столько мнений.

К примеру, когда “Днепр” добрался до раунда плей-офф Лиги Европы, Тасман писал, что это заслуга формулы. Уже на первом ее году. Это глупости. Наш футбол делают не формулы, а тренеры и игроки, которых мы часто не любим и не ценим. Кстати, и трансферное окно теперь не выполняет своей функции в прежнем объеме. Когда все еще хотят попасть в верхнюю шестерку, то стараются им пользоваться.

А когда ситуация решилась — для многих поиск новичков уже теряет смысл. Впрочем, зачем говорить о том, на что не можешь повлиять? Вот подтянуть бы организационную составляющую во всех командах — это будет гораздо полезнее для уровня нашего футбола, чем придумывание всяких формул.

— С кем, помимо команды, в первую очередь разделите радость выхода в группу?

— С нашими настоящими болельщиками. Отдельно хочу поблагодарить за мужество и Александра Владимировича Ермаковича. Признателен всем, кто принимал решение о строительстве стадиона. Надо мной довлела большая ответственность, потому что на церемонии открытия “Борисов-Арены” президент сказал: “Сейчас вы должны здесь играть с лучшими командами Европы”.

Слава богу, свое слово я сдержал. Для меня очень важно, что мы не подвели главу государства и отблагодарили его нашей победой за то судьбоносное решение о строительстве арены. Обязательно разделим успех с Виктором Михайловичем Гончаренко. В принципе он собирал и готовил эту команду, а мы уже вносили некоторые изменения. Разделим его со всеми, кому дорог БАТЭ, то есть с людьми, которые с нами не только в радости, но и в горе. Наконец, разделю его с моим папой, которого уже нет в живых с 1998 года.

И с дядей, умершим через пару дней после нашей домашней встречи с “Барселоной”. Он очень хотел попасть на тот матч, но уже не смог… Когда-то они привели меня в футбол — и хотели, чтобы занялся борисовской командой. То, что мы сегодня сделали на родной земле и красавице арене — моя благодарность в память этим людям.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)