Экономика
Кирилл Букин

«У нас идет плавная девальвация»

18 сентября председатель правления Национального банка Надежда Ермакова признала, что суровая реальность корректирует радужные планы властей.

В среду глава Нацбанка посетила информагентство БЕЛТА, чтобы принять участие в прямой телефонной линии и онлайн-конференции. Из высказываний Надежды Ермаковой можно сделать вывод, что перспективы белорусского рубля выглядят весьма туманными.

«Я бы порекомендовала приехать, пожить у нас»

Шеф Нацбанка признала, что уже в начале сентября возобновился переток рублевых вкладов в валютные депозиты (из-за этого снизить ставку рефинансирования в 2013 году до запланированных 13-15% вряд ли удастся). И это несмотря на сумасшедшие проценты, которые предлагают банки по рублевым депозитам – свыше 40% годовых!

По этому поводу задал вопрос Аудрюс из Вильнюса:

– В литовских банках ставки по депозитам не превышают 2-3% в год, изучаю сайты белорусских банков и не могу поверить, ставки по депозитам доходят до 50%. В ЕС, наверное, только наркотики и торговля людьми приносят такой доход. Как Вы считаете, имеет ли смысл сейчас вкладываться в депозиты в белорусских банках в белорусских рублях иностранцам? Гарантирует ли белорусское правительство сохранность денег иностранцев?

Надежда Ермакова уклонилась от прямого ответа:

– Я бы порекомендовала приехать, пожить у нас, тогда Аудрюс сможет сравнить Вильнюс и Минск, и вопрос не только в ставках по депозитам, есть и другие параметры жизни граждан.

Также у председателя Нацбанка спросили:

– В чем выгоднее хранить сбережения на данный момент – в валюте или в белорусских рублях? Что посоветуете Вы?

– Граждане вправе распоряжаться собственными сбережениями по своему усмотрению, – очень осторожно высказалась Ермакова. – Выбрав ту или иную форму хранения своих сбережений, каждый вкладчик несет определенные риски в части получения максимального уровня доходности от размещения своих средств… Что касается советов о том, в чем лучше хранить сбережения, то универсального рецепта здесь не существует, все зависит от личных предпочтений. Есть классический подход, который заключается в диверсификации вкладов, когда вы формируете свой портфель сбережений из разных валют, чтобы минимизировать риски от рыночных колебаний их стоимости. В какой пропорции это делать – опять-таки личное решение, которое зависит от того, какая валюта человеку потребуется в дальнейшем для оплаты потребительских расходов, отдыха и т.д.

И всё же председатель правления Нацбанка не преминула напомнить, что «на сегодняшний момент такой доходности, которую можно получить по вкладам в белорусских рублях, вы не получите ни по какой другой валюте».

«Преднамеренно сдерживать курс Национальный банк не будет»

Масса вопросов касалась ближайших перспектив белорусского рубля.

– Оценивая макроэкономическую ситуацию, которая складывается сегодня в стране, каким Вы видите курс доллара на конец года? Продолжит ли ослабляться белорусский рубль?

– Прежде всего, отмечу, что в условиях плавающего курса белорусского рубля говорить о каких-то конкретных значениях на определенную дату не совсем правильно. Можно дать лишь оценку возможной динамики курса с учетом факторов, влияющих на спрос и предложение иностранной валюты на бирже.

Наблюдаемое в последнее время ослабление курса белорусского рубля связано с превышением спроса над предложением в силу ситуации, складывающейся во внешней торговле, и изменения поведения населения.

Дальнейшая динамика курса будет зависеть от развития макроэкономической ситуации в стране. При сохранении более высокого спроса на валюту над предложением продолжится и ослабление белорусского рубля – преднамеренно сдерживать курс Национальный банк не будет. Поставленная перед ним задача – лишь ограничивать резкие курсовые колебания на валютном рынке.

«Мы не должны допустить разовой девальвации»

В то же время Надежда Ермакова вполне определенно заявила:

– Постепенная девальвация у нас идет… Другое дело – мы не должны допустить разовой девальвации – это будет пагубно для экономики. Она (разовая девальвация, – прим.ред.) не дала того результата, который мы хотели бы получить. Наверное, она в принципе редко дает ожидаемый результат. Поэтому текущая плавная девальвация, которая предусмотрена исходя из среднего курса рубля, который должен работать в экономике (то, что мы говорили про Br 9500), это тоже и есть девальвация.

Прогнозировать обменный курс в 2014 году сама глава Нацбанк не пожелала. Но высказалась по поводу предсказания, сделанного её предшественником, а ныне вице-премьером Петром Прокоповичем:

– Не считаю этот прогноз слишком оптимистичным. Если экономика будет расти согласно сделанным прогнозам на 2014 год, то Br 9500 – это средний курс по году. Это реальный расчет, который делался совместно Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком…

Я могу сказать, что в расчетах на 2013 год средний курс рубля к доллару был заложен в Br 8950. По нашим расчетам, он должен быть выдержан, если не произойдет в мире никаких неординарных событий.

Вообще курс колеблется каждый день в зависимости от спроса и предложения валюты на бирже. Единственный момент: иногда Национальный банк сглаживает существенные колебания курса. Потому как в отдельные дни бывает так, что спрос на валюту становится большой, а предложение малое. И курс может уйти даже за Br11 тыс. В другие дни наоборот – предложение валюты на продажу больше, нежели спрос. И курс может уйти ниже Br8 тыс. В таком случае Нацбанк когда-то покупает валюту, чтобы сгладить курс, а когда-то – продает. Таким образом курс и устанавливается.

Почему курс так колеблется? У нас очень мало предприятий, страна маленькая. Предприятий, у которых продукция идет на экспорт, мало. И валютная выручка идет не каждый день одинаковая.

Большинство предприятий продают валюту на бирже тогда, когда им обязательно нужно эту продажу произвести: выплатить заработную плату в белорусских рублях, когда надо оплатить налоги. А когда не надо – тогда предприятия стараются не продавать. Это рынок, который мы регулируем, но это все же рынок.

«Вчера курс один, сегодня – другой»

Пожалуй, единственное, что исключает (на словах) глава Нацбанка – это то, что рубль рухнет в одночасье.

– Слухи о разовой девальвации – лишь слухи. Если кто-то нам это рекомендует – пусть делает это в своей стране. А у нас идет плавная девальвация. Вчера курс один, сегодня – другой. Это тоже девальвация. Но разовой девальвации не будет, – заявила Надежда Ермакова.

То же самое два с половиной года назад говорил Петр Прокопович…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)