Общество
Анастасия Зеленкова

Почему в Беларуси «человеком-пауком» быть легче, чем «шчырым беларусам»

Корреспондент «Салідарнасці» попыталась найти для детского праздника белорусский национальный костюм. И вот что из этого вышло.

— Ваш ребенок будет участвовать в школьном концерте, — обрадовала учительница. — От вас требуется принести белорусский народный костюм.

Надо признать: задачи в нашей школе умеют ставить по-президентски — изначально невыполнимые, но чтобы в рекордные сроки. За окном было морозное субботнее утро, костюм же следовало принести уже в понедельник.

И все бы хорошо, но, как назло, все рубашки-вышиванки с «саламяными капелюшами» в нашем доме поизносились. Причем еще у моих прапрадедушек.

Экипировать ребенка из собственного шкафа не представлялось возможным. Десяток бейсболок, кроссовки и джинсы могли вполне удачно составить национальный костюм американского подростка, но никак не вписывались в образ «беларускага хлопчыка з жалейкай».

Рассчитывая разжиться раритетами у знакомых, я села за телефон. Однако опрос друзей и родственников тоже ничего не дал. Даже у отдельных представителей из числа «шчырых» белорусов в загашниках не оказалось ни завалящей «камізэлькі», ни лаптей, ни даже «просто тесьмы подпоясаться».

Надо ли говорить, что поход по магазинам окончательно убил в душе задатки национального самосознания?

Оставалось последняя надежда – вездесущий интернет. Сайтов, предлагающих напрокат всевозможные маскарадные (и не очень) костюмы для мальчиков, оказалось немало. Среди них даже костюмерная «Беларусьфильма», где уж чего-чего, а дефицита национальных одежд быть не должно. Но, увы, телефоны киностудии не отвечали, что, в общем, для вечера субботы было не так уж и удивительно.

К счастью, имелись и другие прокатные организации, чей рабочий график не ограничивался пятью днями в неделю.

Первый же звонок дал понять, что легко не будет.

— Что вам надо – белорусский костюм? — с удивлением переспросила девушка на том конце провода. — Нет, у нас такого никогда не было. У нас для мальчиков только костюмы «Человека-паука», «Бэтмена», ковбоя…

Поскольку образ «Человека-паука» несколько расходился с моими представлениями о национальной одежде белорусов, я вежливо отказалась.

Примерно такой же ответ меня ожидал еще в двух «точках».

— Белорусского костюма у нас нет. Из национальных — только русский, — услышала я в ответ в очередном прокате-ателье. — Кроме вас белорусский никому не был нужен, вот мы и не шили. Берите русский — какая, в общем, разница?

Я категорически отказалась — вот так внезапно вернувшееся чувство национального самосознания напрочь убило всякую надежду решить проблему.

И вот когда я уже отчаялась снарядить своего отпрыска – о чудо! – костюм нашелся. Позвонила мамаша, чей ребенок также участвовал в концерте.

— У нас есть белорусские кафтан и пояс — знакомые дали попользоваться. А нам по роли необязательно, можем вам одолжить, — просто окрылила она меня.

Вознося благодарность высшим силам, я со всех ног кинулась забирать вожделенный костюм, по дороге продумывая, что роль рубахи-вышиванки вполне может сыграть обычная белая рубашка, обшитая тесьмой в национальном стиле. Оставалось забежать в магазин за тесьмой.

Но не тут-то было! Оказалось, что подобная продукция – огромный дефицит для белорусской торговой сети. На мою просьбу показать что-нибудь в национальном стиле, продавщица участливо сообщила:

— Есть красно-белое кружево. Производство Китай. Будете брать?

Представив своего сына в белорусском кафтане и китайских кружевах, я категорично замотала головой.

— Больше ничего нет, — вздохнула девушка.

Но отступать я уже не могла. Грустная история моих хождений по мукам, похоже, тронула сердце работка торговли. Девушка пообещала «поискать какие-нибудь остатки на складе». Через некоторое время она вернулась, держа в руках заветные тесемочки, которые я с особой любовью пришила дома к белой рубашке.

К понедельнику ребенок был полностью экипирован «под белоруса». Некоторую нотку фальши вносила разве что картонная шляпа, расписанная мною под «саламяны капялюш» — найти национальный головной убор в столь короткие сроки не хватило ни душевных сил ни высших.

Когда трехминутное выступление моего чадо закончилось, на глаза навернулись слезы. Пожалуй, впервые за всю его сценическую карьеру.

Сложное, я вам скажу, дело быть в нашей стране белорусом!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)