Общество
Елена Якжик, фото автора и baj.by

«Здесь очень глубокие люди живут» (фоторепортаж)

Павел Северинец вынужден работать и жить под надзором в 300 км от Минска. Дважды «химик» поделился с корреспондентом «Салідарнасці» правилами выживания белорусского политзаключенного.

– Вести себя надо сдержанно. Любить людей. И лучше молчать, чем говорить, – делится Павел. – Почему правило о сдержанности озвучил в первую очередь… Потому что человека оценивают не по тому, кем он называется или какая у него профессия, – а по его сущности. Это такие простые правила… Они же и белорусские правила…

19 декабря 2010 года обернулось для Северинца второй «химией». Из срока – трех лет ограничения свободы – на сегодняшний день Павел отсидел уже почти треть. Последние три месяца – под Брестом, в деревне Куплин.

Здесь находится комендатура, где живет политзаключенный и еще 99 «химиков». Здесь же расположена и частная агрофирма «Бордо», где он работает на складе автозапчастей подсобным рабочим.

Навестить единомышленника, коллегу и соратника из одной организации – Белорусской ассоциации журналистов, – мы приехали женской компанией. Для того, чтоб без последующих проблем встретиться с ним и взять интервью, уже прибыв на место, поставили в известность сотрудников комендатуры (они были вполне приветливы) и написали заявление. После – спросили разрешение на съемку в агрофирме «Бордо» ее владельца – Анатолия Тарасевича.

– Отличный хлопец, – улыбаясь, приветствует нас фермер. – Очень хороший работник. Буду даже вводить новую должность – помощник кладовщика. Я б такого человека на постоянную работу взял и платил двойную зарплату.

Северинец, встречая нас, устраивает экскурсию по складу.

– Записываю приход-расход, выдаю запчасти, помогаю разгружать машины… Еще занялись реконструкцией, – рассказывает он, отмечая, что этот склад – самый большой в районе.

За 11 дней работы в августе Павел получил 384 тысячи рублей.

На интервью и душевные разговоры у нас есть меньше часа: должны успеть вложиться в обеденный перерыв. Так что по дороге в комендатуру, где у нас запланированы посиделки с чаем, Павел делится условиями проживания:

– Живем втроем, в комнате три на три метра. Пока не топят, но мы окна заклеили, так что пристойно. Люди здесь нормальные, местные косо не смотрят, милиционеры насторожены, но у них работа такая…

«Вечером по комнатам разнесу, ребят угощу. Скажу: от белорусских журналистов»

Мы привозим Павлу гостинцы с продуктами и полезными вещами. Он, увидев пакеты, хватается за голову, приговаривая, что его здесь не забывают.

– Часто приезжают навещать… В том числе предприниматели. Говорят: «Паша, это Западная Беларусь, ты должен здесь быть, как сыр в масле», – смеется политзаключенный. – Еще сюда приезжают краеведы, священники, верующие. Казалось бы, попал в такую глубинку… А оказалось, что здесь очень глубокие люди живут, небезразличные.

– Тему политики в разговорах поднимаешь?

– Мне идеолог сразу сказал: «Павел Константинович, никакой агитации». «А что, еще и агитировать кого-то надо в сегодняшней ситуации?», – ответил я. Все всё понимают. Вокруг обсуждения – от анекдотов про Лукашенко до цен в магазинах.

– А какие твои прогнозы на ближайшее время по ситуации в стране?

– Беларуси будет трудно. Стране, народу… Будет трудно и Лукашенко. Та ситуация, в которую он себя загнал за 17 лет, пожалуй, самая тяжелая. Ближайшие месяцы все будет идти по наклонной: хуже-хуже-хуже… До тех пор, пока не упрется в народные волнения, какую-то геополитическую развязку или же то, что режим справится с этой ситуацией. Прогнозировать сложно.

Председатель БАЖ Жанна Литвина и Павел Северинец: душевная встреча на складе

Корреспондент «Би-Би-Си» в Беларуси Татьяна Мельничук дарит Павлу свитер – авторская работа

На прощание Павел просит передать всем привет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)