Скандалы

Чиж в суде – под конвоем, но без наручников

В суде Центрального района Минска продолжается процесс по громкому уголовному делу в отношении бизнесмена Владимира Япринцева и его сына Казбека.

Фото «Радыё Свабода»

Во вторник на процесс был доставлен арестованный олигарх Юрий Чиж. Под конвоем, но в зал заседания он вошел без наручников, отмечают naviny.by.

Чиж коротко острижен, но не наголо, как делают с заключенными. Он в сером двубортном пиджаке, отвечает спокойно, но не громко, сообщает «Радыё Свабода».

Озвучил, что познакомился с Владимиром Япринцевем до того, как был создан «Трайпл», они встречались на тренировках.

— В 1992 году я создал «Трайпл» и пригласил туда Япринцева-старшего. На первом этапе там были другие учредители, потом распределение было таким: у меня 67%, а у Владимира — 33%, — рассказал Чиж, сообщает TUT.BY.

По его словам, в компетенцию Япринцева- старшего поначалу входили в основном вопросы безопасности компании, но потом он стал заместителем генерального директора и партнером.

Гособвинитель также поинтересовался, когда «Трайпл» стал заниматься нефтепродуктами. По словам Чижа, нефтепродуктами «Трайпл» занимался около 10 лет, с 2002 по 2012 годы, и после этого осталось очень маленькое направление по нефтепродуктам у одной из дочерних компаний.

— Я имел минимальное отношение к этому [торговле нефтепродуктами], — отметил Чиж.

По его словам, этой темой занимался первый заместитель Ботвинко.

Юрий Чиж также подчеркнул, что Япринцев мог быть осведомлен об объемах продажи нефти, но не более того: «Не готовил документы. В переговорах не участвовал».

— Все документы финансовые обычно через совет. Право подписи у меня, второе — у Ботвинко. Все четко — предоплата или банковские гарантии. Гарантийные письма предоставляются редко — это значит, у вас недостаточное обеспечение. При наличии таких писем мы обязаны уведомлять банки-партнеры» — рассказал бизнесмен.

Также выяснилось, что если Чиж и Ботвинко отсутствовали, Япринцев имел право подписи. Но при этом Ботвинко и Чиж должны были знать, что он подписывает.

По словам Чижа, он не знал, что «Трайпл» выступал гарантом по сделкам на поставку топлива, которыми занимались Казбек Япринцев и Александр Арабян. Данные документы, напомним, подписал Япринцев-старший.

Как Бентли Казбека Япринцева ушел из-под ареста

Издание отмечает, что вероятно, в зале суда присутствует два представителя Чижа, которых запустили вместе с защитниками обвиняемых.

***

Чиж сказал, что знает Казбека Япринцева около 20 лет. После учебы тот какое-то время работал в других компаниях — «конкурентах нашего бизнеса» — а потом перешел в «Трайпл».

Прозвучало также, что согласно служебным полномочиям Япринцев-младший не отвечал за торговлю нефтепродуктами, а Александр Арабян вообще не работал непосредственно в структурах «Трайпл».

О том, что Казбек Япринцев и Арабян занимаются нефтяными сделками, по словам Чижа, «были слухи», но точно он не знал. Вспомнил, что однажды были предложения от Казбека и Арабяна о продаже нефтепродуктов в Литве, но он их выслушал и не более того. На разговор с ними его пригласил Владимир Япринцев.

Но в 2011-2013 годах Чиж не знал о каких-то сделках Казбека Япринцева и Арабяна с нефтепродуктами.

При этом Юрий Чиж вспомнил, что однажды по просьбе Яприцнева-старшего давали поручительство для сделки, но которой, не помнит. Сказал, что тогда все было выполнено хорошо, «без последствий».

Юрий Чиж упомянул, что в Москве общался с российским бизнесменом Юрием Савяком, от которого узнал, что Казбек и Арабян занимаются нефтяными сделками. Савяк ему предлагал сотрудничество. Тогда Чиж сказал, что Казбек и Арабян у него этим не занимаются.

Также прозвучало, что в Москве он видел Казбека Япринцева и Александра Арабяна в компании Михаила Мамиашвили (председатель федерации греко-римской борьбы России, отец супруги сына режиссера Федора Бондарчука и светской львицы Светланы Бондарчук).

— Первый сигнал в июне 2014 года прозвучал — позвонил Аксентьев и коротко коснулся нюансов: «Есть проблемы с офшорами, надо встречаться». Проблема, мол, техническая. Речь шла о задержке займа Мамиашвиви. В сентябре на чемпионате мира в Ташкенте ко мне обратился Мамиашвили. Я пригласил Владимира Геннадьевича [Япринцева]. Но он забрал Мамиашвили и Савяка, и я это не обсуждал, — рассказал Чиж, продолжает TUT.BY.

Он также пояснил, что тогда, как и в начале 2015 года, он был еще не в курсе деталей: «Речь шла о том, что Владимир Геннадьевич должен 10−15 млн долларов — мол, техническая задержка, мы рассчитаемся».

— О документе, о том, что «Трайпл» что-то должен, что есть гарантийные письма за подписью «Трайпла», я узнал только в 2015 году. Я понимал, что Савяк — технический партнер, это деньги Мамиашвили и Аксентьева, — подчеркнул бизнесмен. — Диалог был фактически не с Савяком, а между мной и Мамиашвили. В конце июля 2015 года ко мне обратился Япринцев-старший. Пошло давление. Я выехал в Москву, встретился с Мамиашвили и Аксентьевым — там я наконец услышал, что произошло на самом деле. Сумма долга была озвучена — около 32 млн долларов. 15 млн долларов было выдано Аксентьевым, остальное — Мамиашвили, и незначительная часть — Савяком.

***

Чиж – о разговоре с Япринцевым-старшим: «Были путанные объяснения»

Затем он рассказал, как прошел разговор с Япринцевым-старшим. Партнер сообщил Чижу, что все деньги сгорели еще в 2014 году.

— Сгорели якобы на «Форексе» у Казбека. Были путанные объяснения. Он предложил через пару дней переписать все свои доли во всех компаниях и взять все обязательства перед кредиторами. Речь шла о сумме 60−70 млн долларов. Но я ответил, что таких сумм на выкуп долей у меня нет, — сообщил бизнесмен, пишет TUT.BY.

Отвечая на вопрос прокурора, хватило ли бы этой доли на покрытие долга, Чиж еще раз подчеркнул, что хотя оценки не проводилось, у него не было возможности выкупа доли:

— Я был не готов выкупать эту долю ни за 70, ни за 30 и ни за 15 млн долларов. Падала рыночная стоимость недвижимости, активы у нас сложные, что-то может продаваться и 10 лет… В итоге не договорились. Я отказался от права выкупа. Они оформили долю Владимира Геннадьевича на себя.

По словам Чижа, Аксентьев инициативы не проявлял, а вот Мамиашвили звонил ежедневно:

— Звонил ежедневно, хотел деньги, требовал купить долю. Приехал к нему, когда Мамиашвили прилетел в Минск, 10 августа. Мы встретились. Я выслушал их требования, они говорили, что завтра Владимир Геннадьевич едет в Москву — и потом за рубеж. У него, говорит, есть документы для получения гражданства другой страны и деньги на зарубежных счетах. Требовал писать заявления на самом высоком уровне. А 11 августа утром мы встретились еще раз с Мамиашвили в гостинице «Пекин». Вопрос серьезный, мол, из КГБ забрать заявление нельзя. Михаил взял паузу, сделал несколько звонков и подтвердил, что идут писать заявление. Я пошел с ними.

— Почему вы сами обратились в КГБ? — поинтересовался у Чижа гособвинитель.

— Я узнал про гарантийные письма, пошли уже обращения от кредиторов. Я просил разобраться в ситуации.

В суде зачитали заявление Юрия Чижа в Комитет госбезопасности, в котором он просит разобраться и привлечь к ответственности Владимира Геннадьевича, который привлек под бизнес-проекты «Трайпла» 32 млн долларов.

— На самом деле эти деньги ни на какие проекты «Трайпла» не использовались. Они переведены на счета офшорных компаний его и сына и якобы потеряны на невыгодных сделках по покупке акций зарубежных компаний, — прозвучала цитата из заявления.

Чиж также пояснил, что когда бизнесмены из гостиницы «Пекин» отправились в КГБ, Михаил Мамиашвили сказал, что писать заявление будет не он, а Юрий Савяк.

— Если бы Мамиашвили не приехал 10 августа, что было бы? — задал вопрос прокурор.

— Я бы никуда не обращался. По крайней мере 11 августа. Потом — возможно, ведь уже пошли иски к компании, — ответил Чиж.

Потерпевший забыл о встречах с Чижом и рассказал про хитрый путь денег до компаний Япринцева

Гособвинитель также спросил у Чижа про долги Япринцева-старшего Юрию Савяку. Бизнесмен рассказал, что знал о «взаимоотношениях» офшорной компании Edena Казбека Япринцева с австрийской компанией Савяка.

— В сентябре Савяк приехал, и я предложил сумму 32 млн долларов. По моим документам, цифры были другие — 24 млн всего была сумма перечисления. При этом были возвраты, были псевдопрогонки. Вы, говорю, фактически воспользовались деньгами Аксентьева… — рассказал Чиж.

По его словам, реальные суммы были не более 15−16 млн долларов.

— Не знаю, можно ли считать Савяка потерпевшим, — заключил Чиж.

***

Япринцеву-младшему предлагали «сдать» информацию о бизнесе Чижа

Казбек Япринцев поинтересовался у Чижа, какими офшорными компаниями тот владел до 2012 года, сообщает TUT.BY.

— Это не относится к делу, — ответил Юрий Чиж.

— Но в Edena тот же директор, что и в этой компании, — заметил Япринцев-младший.

Это замечание осталось без ответа.

— Про встречу в феврале 2016 года Светланы Япринцевой с Мамиашвили и угрозы вы знаете?

— Ничего не знаю, — отрезал Чиж.

— Знаете ли вы, что примерно через полгода после моего задержания меня пригласили в КГБ и предложили свободу в обмен на информацию о вашем бизнесе? Я отказался. Потому что есть то, что дороже денег и свободы. Вам могу посоветовать то же, — заявил Казбек Япринцев.

— Это конфиденциальная информация, — парировал Чиж.

***

Владимир Япринцев: значит, мне веры нет?

Затем вопросы своему уже бывшему партнеру задал Владимир Япринцев.

— Ты сам деньги на компанию занимал? — обратился Япринцев-старший к Юрию Чижу.

— Занимал.

— Отдавали всегда?

— Не всегда.

— А чего на них заявление не писал? Значит, мне веры нет? А знаешь, что мне большие деньги должны…

Чиж отметил, что он привлекал деньги под общие проекты.

— А на нас, когда мы не отдавали вовремя, кто-то в КГБ писал? — поинтересовался Япринцев.

На это Чиж ответил, что он и Япринцев несут консолидированную ответственность по долгам.

— Ты знал, что я подписывал бумаги от компании? — спросил Владимир Япринцев.

— Постфактум.

— А, так я, выходит, ворую документы… Есть же в материалах дела — ты мне говоришь: «Володя, надо прекращать это подписывать»… Когда мы переоформляли доли, мне стало нехорошо, я попал в реанимацию. Ты знал, что я попал в реанимацию?

— Знал.

— А что даже не позвонил?

— Зачем эти вопросы? — раздраженно спросил Чиж.

— А моральный облик? Это важно знать, — пояснил Япринцев-старший.

Юрий Чиж озвучил, что Андрей Рабцевич [еще один из потерпевших по делу Япринцевых — он оплатил поставки топлива на 3 млн долларов, но так его и не получил], ему сообщил, что у него есть гарантийное письмо и залог — акции «Простора».

— Ты мне не поверил, а поверил Рабцевичу, что я заложил «Простор» за 3 млн долларов. Почему со мной не поговорил? — поинтересовался Владимир Япринцев.

— А про недвижимость у меня где-то ты знаешь? — продолжил Япринцев-старший задавать вопросы.

— Нет.

Япринцев подчеркнул, что только Мамиашвили был уверен, что он планирует уехать в США.

***

Савяк: Деньги — мои!

Заявления также сделал Юрий Савяк, который заявил об ущербе в 27 млн долларов, и Андрей Рабцевич.

Юрий Савяк эмоционально заявил, что будет обращаться в суд в Австрии, где проживает.

— Деньги мои! Я буду возбуждаться в Австрии! Деньги мои!, — выкрикнул он.

Потерпевший также нелестно высказался о Казбеке Япринцеве и Александре Арабяне:

— Позорище! Посадили бы этих двух сопляков, а отца выпустили!

Андрей Рабцевич пояснил про акции «Простора», о которых шла речь выше.

— Владимир Геннадьевич не выполнял обязательства, была исполнительная надпись и были арестованы акции Япринцева в «ПросторТрейд», — сообщил он.

***

Как ранее сообщалось, 4 июля в суде Центрального района Минска начался суд по делу Владимира и Казбека Япринцевых и Александра Арабяна. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 209 Уголовного кодекса, — мошенничество. Статья предусматривает лишение свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Один из потерпевших — проживающий в Польше 36-летний директор компании «Газтранс» Андрей Рабцевич, которому обвиняемые должны были поставить топливо на 3 млн долларов: деньги получили, но обязательства не выполнили. Второй потерпевший — известный спортивными успехами Андрей Михневич, ущерб которому составляет 440 тыс. долларов.

Основной потерпевший, российский бизнесмен Юрий Савяк, потерял 27 млн долларов. Он уже дал показания в суде.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)