Общество
Руслан Горбачев

«Бабушка кричит на весь вагон: «Я за Лукашенко!». Потом смотрит на портрет Короткевич и говорит: «Але ж яна краси-и-и-вая!»

Виталий Калиновский, координатор инициативной группы по сбору подписей за Татьяну Короткевич, рассказал «Салідарнасці», как проходит президентская кампания в Лунинецкой районе.

Татьяна Короткевич и Виталий Калиновский. Все фото со страницы активиста в Facebook

– В Лунинецком районе я собираю подписи в первый раз. Раньше жил в Витебской области, и на прошлых выборах там подписывались активнее. Здесь люди более пассивны, многие боятся. Но есть и позитивное изменение: к пикетам стали чаще подходить семьями, а не по одному. Люди очень осведомлены, читают новости в интернете.

Кстати, после сообщения о 100 тысячах подписей, собранных за Короткевич, у потенциальных избираетелй появилось больше доверия к нашему кандидату. Некоторые спрашивают: вы уже собрали нужное количество, зачем вам еще? Я отвечаю: на всякий пожарный.

– О чем рассказывают вам люди, подходящие к пикету по сбору подписей?

– Многие возмущаются и жалуются на уровень жизни. Говорят, что сейчас вообще беспредел творится. Цены постоянно растут, а зарплаты остались низкими. Даже среди пенсионеров есть люди, которые смеются: пенсии увеличивают на 5%, а цены с начала года выросли на 30%.

Некоторые подходят поспорить. Есть совсем уже «безмозглые», которые живут хуже некуда, а все равно выступают за Лукашенко. Как таковых аргументов у них нет. Единственный я слышал только от пенсионеров: он нам пенсии платит! И когда говоришь им, что это не Лукашенко им пенсии платит, а что это они сами заработали своим трудом на протяжении жизни, – они не понимают.

Те, кто ставят подпись за Короткевич, спрашивают: а какие шансы? Я отвечаю, что не знаю, какие у нас шансы, но даже если будет один шанс на миллион, то нужно пытаться что-то сделать и идти голосовать за альтернативного кандидата.

– Активно ли люди ставят подписи за выдвижение Короткевич?

– В среднем в день подписываются около 30 человек. Я меняю дислокации пикета, ищу места, где активнее подписываются. Несколько дней стоял в Лунинце возле универсама. Там в основном подходили рабочие, которые столкнулись с нарушениями своих прав. Сейчас стою с пикетом возле «Беларусбанка». Люди идут сюда с паспортами, что облегчает мою задачу.

Подходят подписываться и сами работники банка. Недавно подходила депутат Палаты представителей от Лунинецкого района Валентина Верес. Интересовалась, что за флаг висит на пикете. Я рассказал ей, что это знамя БСДП, что роза на нем является символом любви в широком смысле слова, что мы любим свой народ. Пригласил ее подписаться за Короткевич, но она ответила, что у нее с собой нет паспорта, и обещала подумать.

Около пикета ходит много милиции, я их всех приглашаю подписываться, они смущаются и обычно говорят, что уже поставили свою подпись. Подходили журналисты местной государственной газеты, обещали подписаться, мы поговорили с ними на беларускай мове.

Возле банка подписываются менее 10% прохожих, но по сравнению с другими местами люди здесь доброжелательны.

– У вас случались конфликты с избирателями?

– В последнее время – нет. Но в самом начале кампании по сбору подписей в Микашевичах был конфликт, я выложил видеооролик о нем на Youtube. Один ненормальный пытался снимать меня на телефон и хотел, чтобы я сказал на камеру, что выступаю против Лукашенко. Я снимал его в ответ. В итоге он испугался и ушел. Они все боятся на самом деле, если видят нашу решимость и уверенность в себе.

– Как реагируют на бело-красно-белый флаг?

– Очень позитивно. Многие подходят и подписываются только из-за него.

– Сколько подписей вам удалось собрать за все время?

– Неделю назад я сдал 500 подписей. Потом приболел и сбором не занимался. Ну вот еще есть несколько дней, 20 августа уже будем знать итоговый показатель.

– С какими курьезами сталкивались во время сбора подписей?

– Вот сейчас подошел представитель протестантской церкви и благословил Короткевич на победу на выборах.

Каждый день я езжу на дизеле из деревни Любань в Лунинец. По пути садится знакомая бабушка с полными ведрами овощей и фруктов для продажи на рынке. Ищет меня, подсаживается и кричит на весь вагон – «Я за Лукашенко!». Потом смотрит на портрет Короткевич, которыя я везу на пикет, и говорит: «Але ж яна краси-и-и-вая!». Это за дорогу повторяется несколько раз, хохочет весь вагон.

– С какими нарушениями сталкиваетесь?

– Эти нарушения касаются сбора подписей за Лукашенко. В деревне Любань к краеведу Степану Нефидовичу, который также активно собирает подписи, зашла местная жительница, которая работает техничкой в гимназии в Лунинце, и попросила поставить подпись за Лукашенко. Оказалось, директор выдал учителям и техничкам по подписному листу и сказал каждому собрать по 16 подписей возле своего дома. У них даже соотвествующего свидетельства на сбор подписей не было.

Ко мне подходили рабочие с микашевичского «Гранита» и жаловались, что их вызывают к мастерам, начальникам цехов или в контору и требуют подписаться за Лукашенко.

В Лунинце подходили рабочие «Полесьеэлектромаша», которых заставляли подписываться за Лукашенко. Они отказывались и говорили начальству: пойдем к Калиновскому подписываться за Короткевич.

У сотрудников районного МЧС собрали паспорта, сказав, что это якобы нужно для оформления каких-то бумаг, а потом выдали им подписные листы, где были напечатаны их паспортные данные, и сказали расписаться. Люди возмущаются, но боятся потерять работу.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)