Общество
Руслан Горбачев

К чему привел «золотой дождь», накрывший малую родину Лукашенко

В Шклове заработал ледовый дворец за $ 15 млн. Это лишь скромная часть того, на что здесь потратили бюджетные средства. «Салiдарнасць» выясняла, есть ли отдача от этих объектов.

В 16-тысячном райцентре Могилевской области неофициально начал работу ледовый дворец, на возведение которого по данным СМИ было потрачено около 260-300 млрд. неденоминированных рублей или около 15 млн долларов. Судя по сообщениям прессы, официальное открытие откладывают, дожидаясь приезда в родные края Александра Лукашенко.

Фото Радыё Свабода

Как отнеслись жители Шклова к возведению дорогостоящего объекта? Судя по словам собеседников «Салідарнасці», мнения горожан разделились.

– Многие плюются. У нас почти 6 месяцев в году натуральный лед. Заливайте коробки – катайтесь до упора. Зачем нам этот ледовый дворец? – рассказывает местный краевед Михаил Кучеренко. – Лучше бы вместо дворца решили проблемы здравоохранения. Это не менее важно для народа. У нас в больнице и поликлинике не хватает современного оборудования и специалистов, диагностика находится на уровне XX века.

Кстати, власти призывают местных жителей адекватно оценивать возможность их детей заниматься в ледовом дворце. Замначальника отдела образования, спорта и туризма райисполкома Олег Качанов сказал газете «Ударны фронт»: «Хоккей – вид спорта недешевый, поэтому родителям стоит предусмотреть приобретение экипировки для своих детей».

Шклов. Фото БЕЛТА

А вот у заместителя председателя Партии БНФ Григория Костусева, живущего в Шклове, сложилось другое впечатление об отношении горожан к ледовому дворцу.

– З большага людзі рэагуюць станоўча. З іх пункту гледжання лепш мець такі аб’ект, чым не мець, – отмечает политик. – Іншае пытанне, што людзі не задумваюцца, колькі грошай было ўкладзена ў яго будаўніцтва і колькі яшчэ грошай спатрэбіцца на ўтрыманне палаца. А паколькі бюджэт складаецца з нашых падаткаў, то за гэты аб’ект расплачваюцца ўсе грамадзяне Рэспублікі Беларусь. З таго, што я назіраю, кіраўніцтва раёнаў і спартыўных аб’ектаў не ведаюць, як эфектыўна выкарыстоўваць прадастаўлены ім рэсурс.

Добавим, что менее года назад газета «Прессбол» провела исследование о том, как окупаются ледовые дворцы вместимостью более 500 зрителей в городах, где нет хоккейных команд. Из десяти арен окупаемыми оказались всего две: минский дворец на Притыцкого и дворец в Пинске.

Почему ледовые дворцы приравняли к катастрофе (сравнение ледовых арен Беларуси и Словакии)

Во что обошлось создание новых рабочих мест в Шклове

Шкловский район, уроженцем которого является Александр Лукашенко, по понятным причинам еще с 90-х годов находится в центре внимания белорусского правительства. Ледовый дворец – лишь скромная часть того, на что здесь потратили бюджетные средства.

Много было сделано в райцентре для развития промышленности. Но по большому счету эти усилия обернулись дополнительной нагрузкой на бюджет.

Фото pressball.by

Завод газетной бумаги

Около десяти лет назад в Шклове заработал РУП «Завод газетной бумаги», возведение которого курировал лично глава Беларуси. На запуск предприятия по разным оценкам было потрачено 100-200 млн долларов. Руководители строили грандиозные планы, но они так и не осуществились.

Уже в первые годы работы завод залез в крупные долги. В прошлом году директор предприятия Юрий Лука признался журналистам, что в 2013-2014 годах завод работал с убытками. Вышел ли он на рентабельность за последние годы, прессе не сообщают.

Лукашенко и правительство по-прежнему активно помогают предприятию. В январе нынешнего года Совмин постановил возместить Заводу газетной бумаги за счет бюджета часть процентов по кредитам. А в июне стало известно, что под гарантии правительства «Беларусбанк» выдаст предприятию кредит в 11,8 млн евро на пополнение оборотного капитала.

– З аднаго боку людзі задаволеныя – са з’яўленнем завода з’явіліся новая месцы працы, побач з прадпрыемствам пабудавалі некалькіх жылых дамоў для работнікаў. Але зноў жа ёсць пытанні па эффектыўнасці эксплатацыі завода. Эканамічныя вынікі працы не апраўдваюць фінасавых уліванняў пры будаўніцтве, – констатирует Григорий Костусев.

Не лучше обстоят дела и филиале «Домостроение» РУП «Завод газетной бумаги», где согласно указу президента были построены четыре цеха. В начале 2016 года Комитет госконтроля назвал ситуацию в филиале критической. Такую оценку предприятию дали из-за недозагрузки его производственных мощностей, простоев, значительных объемов складских запасов, недоработок в маркетинговой политике, сообщали «Могилевские ведомости».

Бумажная фабрика «Спартак»

Плачевные результаты демонстрирует еще одно из основных предприятий Шкловского района – ОАО «Бумажная фабрика «Спартак». В 2008 году Александр Лукашенко поручил провести реконструкцию предприятия, стоимость которой оценивалась в 34 млн долларов.

В декабре 2011 года глава государства посетил фабрику, где говоря о ней и Заводе газетной бумаги, заявил: «Мы вбухали огромные средства сюда. И не за 14-15 лет ты должен окупать этот завод, а за 10 должен. И он тоже фабрику «Спартак» за 10 лет должен окупить, а не за 14. Вот в чем смысл. И почему мы должны создавать льготы одному коллективу за счет государства? Мы и так вложили очень много сюда, напрягая всю страну».

Начала ли окупаться фабрика «Спартак»? Цифры таковы. В 2013 году она вошла в число 25 самых убыточных ОАО страны, уйдя в минус на 78,3 млрд. рублей (около 9 млн долларов по среднегодовому курсу). По итогам 2014 года чистый убыток составил 112 млрд. рублей (около 11 млн долларов). По итогам 2015 года предприятие сработало с убытком в 63 млрд. рублей (около 4 млн долларов), свидетельствуют данные Министерства финансов.

Фабрика превратилась в дорогостоящий социальный объект, который дает работу примерно 650 местным жителям.

Шклов Форест ЛТД

Печальной оказалась судьба предприятия ИООО «Шклов Форест ЛТД». Созданную в 2002 году компанию контролировали латвийские бизнесмены. Они хотели заниматься лишь сырой древесиной, но Лукашенко потребовал углубить переработку сырья. Поскольку взаимопонимание найдено не было, инвестдоговор с латвийской компанией расторгли.

В декабре 2012 года глава Беларуси неожиданно посетил предприятие и пообещал: «Мы здесь создадим образцово-показательное предприятие и покажем тот путь, по которому надо модернизировать предприятие низшего уровня». В 2014-м на «Шклов Форест ЛТД» приезжал глава Администрации президента Андрей Кобяков и поручил местным властям срочно найти нового инвестора.

Завершилось все тем, что в 2016 году предприятие, которое обещали сделать «образцово-показательным», признали банкротом. Этой осенью его имущество было выставлено на торги. По данным «Салідарнасці», работу потеряли несколько десятков человек.

Шкловский льнозавод

Неясным остается будущее Шкловского льнозавода, где до недавнего времени трудилось около 150 человек. В конце 2012 года агентство БЕЛТА сообщило, что ОАО «Шкловский льнозавод» реализует инвестпроект по реконструкции и модернизации стоимостью более 122 млрд. рублей. Предприятие лично посетил Александр Лукашенко.

В 2014 году завод был реорганизован в ОАО «Управляющая компания холдинга «Могилевобллен».

По данным Министерства финансов, 2014 и 2015 годы акционерное общество закончило с символической прибылью в 10 и 4 миллионов белорусских рублей соответственно. Для чего потратили более сотни миллиардов рублей пока неясно.

Шкловский район погряз в коррупции

Из крупных промышленных предприятий Шклова финансовыми показателями может похвастаться разве что Маслодельный завод (около 140 работников), на базе которого действует СООО «ЮНИМИЛК Шклов» (торговая марка Danone). Но – в отличие от других предприятий – государство принимает в его судьбе минимальной участие.

Ситуацию в Шкловском районе «Салідарнасці» прокомментировал кандидат экономических наук, доцент Петр Мигурский, проживающий в этом регионе.

– Бюджет нашего района примерно на 45% дотируется из вышестоящих структур. По сравнению с соседними районами – Белыничским, Круглянским, Горецким – это неплохая цифра, там дотации выше. С другой стороны в Шклове есть крупные предприятия, и вообще-то они должны были бы обеспечивать более высокий уровень наполнения бюджета. Но этого пока не происходит, – рассказал Петр Мигурский.

При этом в Шкловском районе активно развивается сельское хозяйство. Самая крупная сельскохозяйственная организация – ОАО «Александрийское», где занято порядка полутора тысяч человек — по данным Минфина сработала в 2015 году с чистой прибылью в 70 млрд. рублей.

– На вопрос о прибыльности этого и подобных предприятий отвечать очень сложно, поскольку они получают дотации по разным каналам. У нас такая отчетность, что поступления от государства могут засчитать в прибыль, – сказал «Салідарнасці» собеседник.

Его слова подтверждаются практикой. Вот, к примеру, постановление Совета Министров № 310 от 15.04.2016. Согласно этому документу вроде бы успешному ОАО «Александрийское» государство оказывает поддержку в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами на почти 9 млрд. рублей.

– Наш район оказался в привилегированном положении, на него пролился «золотой дождь», продолжаются финансовые вливания в местные предприятия. Но одно из следствий этого – Шкловский регион, по моим оценкам, является одним из самых коррумпированных в стране, – отметил Петр Мигурский.

Почему у кандидата наук сложилось такое впечатление? Вот лишь последние уголовные дела, которые прогремели в районе.

В конце 2014 года суд приговорил бывшего первого заместителя председателя Шкловского райисполкома Дмитрия Миненкова к 14 годам лишения свободы.

Чиновник получил 20 тысяч долларов взятки от частной компании.

В 2015 году суд признал виновным в злоупотреблении властью и служебными полномочиями бывшего зампредседателя Шкловского райисполкома Евгения Семенкевича, который с 1980 года играл с Александром Лукашенко в футбол. Он проведет в местах лишения свободы два года.

В отношении бывшего заместителя директора по маркетингу ОАО «Александрийское» возбудили уголовное дело. Ее обвинили в превышении служебных полномочий и служебной халатности. Руководитель возместила государству ущерб на сумму 3,6 млрд. рублей.

Также возбудили дело в отношении директора шкловского УКП «Жилкомхоз», заподозренного в том, что в результате его действий экономически необоснованные затраты предприятия были увеличены более чем на 1 млрд. рублей.

Бывшую управделами Шкловского райисполкома обвинили в хищении 29 млн рублей с использованием служебных полномочий. Чиновница частично признала вину...

Как видим, «золотой дождь», накрывший малую родину главы государства, не помог местным предприятиям обрести экономическую самостоятельность, но продолжает провоцировать чиновников и управленцев на воровство.

В Шкловском райисполкоме давать комментарий «Салідарнасці» по поводу ситуации в регионе отказались.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)